Свято место пусто не бывает

Свято место пусто не бывает
Одна из самых деликатных областей редевелопмента – перестройка пустующих церквей. Но какой бы спорной ни казалась эта практика, она растет и в ряде стран уже давно стала нормой. Причина самая простая: количество верующих сокращается, количество церквей в Европе и США, где их не разрушали, как это было в России, – по-прежнему колоссально. Чтобы здания не разрушались от ветхости и не становились добычей вандалов, их продают под частные нужны, часто перестраивая в жилье, магазины, отели или даже спортивные центры. 

Ежегодно в одной только Франции не менее 20 церквей выставляется на продажу.  Дело в том, что у местных властей, которым здания переданы во владение по закону об отделении церкви от государства (1905 г.), как и у объединения католиков, элементарно не хватает средств для поддержания в порядке всех церквей страны, а их (под подсчетам Обсерватории религиозного наследия (ОРН)) около 90 тысяч и львиная доля не используется постоянно. 

The Wall Street Journal еще в 2015 году в одной из статей опубликовала статистику по европейским странам: «В Англии ежегодно закрывается около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов. Но больше всего эта печальная тенденция заметна в Нидерландах. По оценкам высшего католического духовенства страны, в течение ближайших 10 лет перестанут действовать две трети из 1600 приходов, и, скорее всего, за четыре ближайших года в Голландии будут закрыты 700 протестантских церквей».

Чтобы сохранить здание, ему приходится придумывать новые функции. Иногда, они идут в разрез с предыдущим содержанием, но чаще все-таки атмосфера места как-то обыгрывается и становится началом новой истории.

Пожалуй, один из лучших примеров - великолепное аббаство Fontevraud, переделанное дизайнером Патриком Жуаном в элегантный отель. У аббатства удивительная и долгая история трансформаций: в Средние века в нем располагался лепрозорий, потом больница для пожилых монахов, а одно время даже находилась тюрьма. Начиная с 1980-х годов в аббастве уже функционировали гостиница и ресторан, но недавно было решено их полностью обновить, подняв на принципиально новый уровень. Реконструкция аббатства стала частью масштабной программы «Современный город Фонтевро», призванной вдохнуть современную жизнь в замечательный средневековый комплекс. Давид Мартен, генеральный директор комплекса, описывал задачу как поиск гармонии между старым и новым: «Балансируя между пергаментами и сенсорными экранами, мы хотим написать новую страницу в истории этого удивительного места». В результате изящной перестройки в двух крыльях монастырского здания и в Ливийском павильоне появились 54 номера с высокими, где-то сводчатыми потолками, некоторые из номеров — двухуровневые, в каждом особое внимание уделено освещению и акустике. Обстановка под стать - деликатная, немногословная, достойная. Так из монастыря появилось новое идеальное место для уединения, медитации и тихого созерцания.

Еще один пример из Франции расположен не так далеко от Фонтевро, в Нанте, где в часовне XIX века открыли бутик-отель Sozo на 24 номера. Сохранив традиционные своды, стрельчатые арки, витражи и исторические фасады, дизайнеры наполнили интерьеры подчеркнуто современной обстановкой, со знаковой яркой мебелью, iPod-станциями, сделали SPA, хамам, бассейн. Толстые стены, красивые витражи стали частью номеров отеля. Расположенный в регионе Долины Луары, отель превратился в одно из любимых мест для путешественников, желающих погрузиться в историю Франции. 

Из самых современных примеров отелей в бывших культовых зданиях - отель Jaffa в старинных зданиях монастыря, а затем французского госпиталя в Яффо в Израиле, перестроенный по проекту британца-минималиста Джона Поусона, признанный одним из лучших примеров "архитектуры приспособления" 2018 года. О нем мы писали отдельно

Нередко в бывших культовых строениях открывают рестораны. Их десятки по всему миру: большие церковные залы со сводами действительно удобно трансформировать в просторные ресторанные залы. Получившиеся интерьеры смотрятся необычно и торжественно. Неудивительно, что их очень любят использовать для свадеб и мероприятий. Один из самых заметных примеров -  ресторан The Jane в Антверпене, детище мишленовских звезд – шеф-поваров Серхио Германа и Ника Бриля, расположившийся в барочной часовне бывшего военного госпиталя. За интерьер отвечали голландские дизайнеры студии Piet Boon, которые оставили целые фрагменты старого интерьера нетронутыми - в частности старый потолок, который стал красивым фоном для лаконичного современного интерьера. Алтарь заменили на кухню со стеклянными стенами, которые позволяют гостям видеть весь процесс приготовления блюд, в случае с мишленовской кухней – готовка действительно сродни сакральному действию. Главным  композиционным акцентом в интерьере стала гигантская люстра, разработанная бейрутской студией дизайна PSLAB, со 150 лампами "разлетающимися" во все стороны.  Необычные витражи разработали специалисты Studio Job.

В английском Сомерсете, в небольшом городке Брутон в старинном здании XVII века открылся ресторан At the Chapel с небольшим романтичным отелем, настоящей мечтой молодоженов. Авторы и владельцы ресторатор Кэтрин Батлер и ее муж дизайнер Ахмед Сидки создали очень простой и ясный дизайн: красивые исторические пропорции, много белого, много стекла и качественная авторская мебель, созданная Ахмедом. В здание, имеющее охранный статус, легко вписались бар, кафе, ресторан, пиццерия, пекарня (которую очень хвалят), винный погреб, концертный зал и восемь уютных, очень британских спален: некоторые с витражами и стрельчатыми окнами, все – с домашним кинотеатром, док-станцией, мини-­баром и красивыми кроватями. Любопытно, что здание уже не впервые переживает трансформацию: в XVII веке оно было шелковым складом, шелковой мануфактурой, а капеллой (к слову, конгрегатской) стало только в XIX веке, тогда же к нему пристроили крыло "аудиториум" с высокими узкими окнами, которые стали главным украшением современного ресторана. На сайте отеля написано, что последняя служба здесь состоялась в 1960 году. С тех пор здание несколько раз сменило владельцев и назначение, например в 1970-х в подвальных этажах была звукозаписывающая студия, кроме того здесь какое-то время базировалась коммуна хиппи. Катрин и Ахмед выкупили здание в 2003 году и 6 лет занимались его восстановлением. Сегодня это одно из самых необычных и востребованных мест Сомерсета. 

Похожий - светлый и романтичный интерьер получился и в ресторане The White Rabbit, в Сингапуре в здании старинной католической часовни, построенной еще в 1930 году для британских военных. Окруженный пышной тропической зеленью, с высокими стрельчатыми окнами и витражами он смотрится неожиданно уединенным и камерным на фоне масштабных построек Сингапура.

Если в большей части Европы перестройке подлежат в основном, за редким исключением, небольшие местные церкви, то в Голландии закрывают и перестраивают в том числе и по-настоящему масштабные соборы, превращая их в новые туристические достопримечательности, уже светского толка. Одним из первых таких проектов, в целом задавшим тон перестройки старинных церквей по всей Голландии стал знаменитый Kruishenerhotel в Маахстрихте, Нидерланды, открывшийся в 2003 году: роскошный гостический монастырь XV века, где в расширенных кельях разместились концептуальные номера дизайн-отеля, а под сводами Церкви Крестоносцев сделали дизайнерский ресторан с баром в алтарной части.

Чуть позже в том же Маахстрихте перестроили еще один великолепный собор XIII века, сделав там книжный магазин сети Selexyz. По версии Guardian – это самый красивый книжный в мире. Церковь, построенная в 1294 году до 1794 года была доминиканской, пока Маастрихт не был завоеван Наполеоном и доминиканцы не были вынуждены покинуть страну. С тех пор церковь использовалась, и как склад, и как архив, и как гигантская стоянка для велосипедов, пока спустя 200 лет не обрела новый смысл в образе книжного магазина, мимо которого просто не возможно пройти, не полюбовавшись на великолепную обстановку, где книги, витражи, старинное и минималистичное деликатно соединились в единый удивительный образ.

Проект, оказался настолько успешным, что вошел во все книги о редевелопменте – как пример идеальной уважительной трансформации памятника старины: и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения наполнения. Все-таки "храм книг" в старинном соборе, воспринимается горожанами гораздо проще, чем рок-клуб или скейт-парк (как, например, в городе Арнем в Голландии)  хотя и таких примеров десятки. Поэтому, когда весной 2018 года, в голландском городке Вюгт, еще один огромный собор перестроили в книжный магазин и музей, с библиотекой, уютным уголком для чтения и местом для встреч местных жителей –  все встретили новый проект с однозначным одобрением и он сразу стал новым местом притяжения для горожан и туристов.

Несмотря на то, что перестройке подвергаются чаще всего старинные здания церквей, есть замечательные примеры трансформаций культовых зданий и XX века. Недавно в Квебеке в здании модернистской церкви, построенной в 1964 году про проекту Жана-Мари Ру, открылась библиотека. Спустя полвека после завершения церковь оказалась почти невостребованной, а вот библиотеки городу не хватало. Поэтому силами двух французских команд — бюро Dan Hanganu и Côté Leahy Cardas Architects  здание церкви перестроили, добавив большой застекленный объем. Библиотека получила имя Моники Корриво, в память о местной писательнице. В здании старой церкви теперь большой светлый атриум, из него идут спиральные лестницы, по которым можно попасть в читательские залы. В новой полупрозрачной пристройке расположены администрация, общественный центр и просторные залы для культурных мероприятий. 

Фото: пресс-службы 



Вам также будет интересно