Балет с революционными па
В 1917 году особняк примы-балерины Мариинского театра, фаворитки Николая II Матильды Кшесинской в Петербурге стал цитаделью революции. Его заняли большевики во главе с Владимиром Лениным, принимавшие здесь судьбоносные для страны решения. Хозяйке дома пришлось покинуть сначала Петроград, а затем и страну. После распада СССР здание обрело символичную функцию – в нем открылся Государственный музей политической истории России.
Весной 1904 года дворянин Александр Коллинг купил под будущий особняк участок земли, площадью 3,3 тыс. кв метров, на пересечении Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (сейчас - улица Куйбышева). Спустя год его собственницей стала балерина Матильда Кшесинская, которая по неизвестным причинам не захотела объявлять себя владелицей участка сразу после совершения сделки, следует из данных книги "1917 год. Вокруг Зимнего".
В 1906 году по заказу балерины здесь построили двухэтажный роскошный особняк в стиле модерн по проекту академика архитектуры Александра фон Гогена с бассейном и зимним садом. Дом стал притягивать любителей светской жизни. Гости, среди которых были актеры и звезды балета, в том числе Айседора Дункан, нередко называли его Кшесинской дворцом. В числе посетителей были и представители династии Романовых, отношения балерины с которыми до сих пор окутаны тайной.
Кшесинская была одной из самых состоятельных женщин в Российской империи. Ей приписывают роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, который продлился в 1892-1894 годах, а также наделяют ее статусом любовницы великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. По данным историков, из-за этих отношений Матильде Кшесинской стали поступать анонимные угрозы, что заставило балерину с сыном покинуть в феврале 2017 года свой дом на Кронверкском проспекте.
Однако дворец пустовал недолго – сначала его заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона, а затем к ним присоединились Петербургский и Центральный комитеты Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Таким образом, дом превратился в «главный штаб ленинцев», писали тогда петроградские газеты. С начала апреля, вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин, почти ежедневно бывал в доме Кшесинской. Здесь он руководил партийной деятельностью, принимал посетителей и проводил заседания.
Сама Кшесинская в попытках вернуть свою недвижимость начала ходить по инстанциям. В итоге прокурор Петроградской судебной палаты и исполком Петроградского совета потребовали освободить здание, но это на большевиков это не повлияло. Силой выселять новых жителей балерина не стала, побоявшись последствий такого метода. Последней попыткой вернуть дом стал иск в отношении большевиков, среди которых был и сам Ленин. Требования к последнему судья рассматривать не стал, так как революционер там не проживал, но остальных оккупантов обязал освободить помещение. Но и это не оказало влияния на большевиков, которые уже начали угрожать оружием. В июне после вооруженного конфликта правительственные войска выселили большевиков, но и это не помогло Кшесинской вернуться в свой дом: его заняли солдаты 1-го самокатного батальона. Они разгромили внутреннее убранство особняка: по оценкам адвоката балерины, ущерб превысил треть миллиона рублей.
Вскоре Матильда Кшесинская поняла, что спорить с революционерами бессмысленно. В 1917 году она уехала из Петрограда в Кисловодск, а в 1920 году – навсегда покинула страну. Балерина умерла в 1971 году, за несколько месяцев до столетия. Биография балерины была несколько раз экранизирована. Последним стал фильм Алексея Учителя "Матильда", который еще до начала проката стал объектом ожесточенной полемики.
После революции в доме Кшесинской функционировало Общество старых большевиков, Музей великой Октябрьской социалистической революции. Сейчас там располагается Государственный музей политической истории России.