Тайны дома с «нехорошей квартирой»
В доме на Большой Садовой, 10 отразилась вся история Москвы ХХ века. До революции в роскошных квартирах здесь жили обеспеченные горожане, затем их сменили рабочие типографий и фабрик в коммуналках, в 1970-е размещались различные учреждения, а в конце 80-х – возник один из первых в России сквотов. В новом веке часть здания занимает бизнес-центр, а в квартире под номером 50 работает музей Михаила Булгакова, который прожил здесь три года. Комнатка в этом доме стала его первый приютом в столице, а соседи той «нехорошей квартиры» - прототипами булгаковской прозы.
Доходный дом на Большой Садовой, 10 был построен в 1904 году по заказу караима, владельца табачной фабрики «Дукат» и миллионщика Ильи Пигита. Сначала он хотел возвести здесь табачную фабрику, но из-за непосредственной близости церкви Святого Ермолая Пигиту в строительстве промышленного объекта отказали. Проект дома разработал архитектор Эдмунд Юдицкий, а оформлением фасада занимался Антонин Милков. Здание включает в себя два корпуса, один из которых - пятиэтажный с парадным фасадом, выходящим на Большую Садовую, второй - четырехэтажный дворовый. Илья Пигит занимал здесь десятикомнатную квартиру на третьем этаже, где жил со своей женой. Домовладелец умер в 1915 году, оставив после смерти часть своего капитала благотворительным проектам помощи караимам империи.
До революции в этом доме проживали обеспеченные горожане, но в 1918 году он был национализирован и квартиры превратились в коммуналки. Сюда переехали простые рабочие: сотрудники типографий, фабрики «Дукат», уборщики, продавцы и слесари. Однако в доме на Большой Садовой появлялись жильцы и гости, внесшие заметный след в историю страны. В 1918 году покушением на Владимира Ленина здесь останавливалась эсерка Фанни Каплан. Она была подругой племянницы Ильи Пигита. Здесь Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан, работали художник Петр Кончаловский и его сын Михаил, а Владимир Маяковский, Александр Таиров и Анатолий Луначарский заходили в гости к местным жильцам.
Осенью 1921 года в квартиру № 50 въехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа. Это стало первым местом жительства писателя в столице. Сам он свой переезд в Москву описывал так: «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». Но первые годы в новом городе дались писателю нелегко. В своем дневнике и письмах к сестре он жаловался на голод, отсутствие отопления, нестабильное водоснабжение, протекающий полоток, шумных соседей…
В последствие эти соседи стали героями булгаковской прозы. Анна Горячева, о которой Татьяна Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе» послужила прототипом Аннушки, разлившей масло на трамвайных путях в романе «Мастер и Маргарита». Она появляется и в других его рассказах («Самогонное озеро», «Театральный роман», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна»), где является символом страшного коммунального быта и ругани. История дома на Большой Садовой,10 описана в рассказе «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», а в «нехорошую квартиру» под номером 50 автор «поселил» Берлиоза, Степана Лиходеева и Воланда со свитой в «Мастере и Маргарите».
В квартире № 50 Михаил Булгаков прожил почти три года. В 1924 году он ненадолго переселился в квартиру № 34, а потом и вовсе съехал из этого дома.
В 1960-е годы коммуналки на Большой Садовой, 10 начали расселять. Если в 1944 году в доме числились 767 человек, то в 1978 году — 355. В конце 1970-х здание занимали несколько учреждений, а с 1986 года, после расселения всех коммунальных квартир в ветхие помещения самовольно заселились хиппи, музыканты и художники. Сквот просуществовал до 1996 года.