Ювелирный Петербург
В самом центре Петербурга, на Большой Морской улице, расположен семиэтажный особняк с фасадами из красного гранита. Начиная с середины ХIХ века в нем в разное время успели поработать несколько ювелиров, в том числе и всемирно известный Карл Фаберже, проживший здесь с семьей 18 лет. В прошлом году здание купила ХК «Империя», которая приспособила его под бизнес-центр под брендом «Сенатор».
История освоения участка на Большой Морской, 24 началась практически одновременно с историей становления самого Петербурга. В 1720 году колокольный мастер Иван Ферстер построил здесь небольшой дом, но в 1736 году из-за пожара было разрушено почти до фундамента. Спустя 10 лет здесь появилось новое здание, которое простояло почти столетие, периодически меняя хозяев. Одним из них на протяжении 50 лет была семья Адор, глава которой был фабрикантом солода, а его сын - золотых дел мастером. В особой кладовой Эрмитажа сегодня хранятся около 20 работ этого мастера.
В 30-е годы XIX века в этом здании жил еще один ювелир – англичанин Дювелл. Став владельцем особняка, в 1836 году он решил провести его реконструкцию. Архитектором нового проекта выступил Поль Жако, выпускник парижской Школы изящных искусств.
Однако наибольшую известность дом получил благодаря тому что здесь размещалась знаменитая ювелирная фирма Фаберже. На сегодняшний день известно около 250 тыс. предметов, созданных компанией за 45 лет своего существования. Ювелирная империя включала в себя мастерские и магазины в Лондоне, Петербурге, Москве и Киеве.
Один из самый известных в истории ювелирных мастеров - Карл Фаберже – купил дом на Большой Морской в 1898 году за 407 тыс. рублей у генерал-майора Золотова. Особняк в сегодняшнем виде перестроили именно по заказу великого мастера. Проект в стиле модерн выполнил его двоюродный племянник Карл Шмидт. Фасад здания отделан всего одной породой камня - красным гангутским гранитом, но благодаря разным фактурам он имеет разные оттенки.
В обновленном здании под одной крышей находилась 15-комнатная квартира хозяев, магазин золотых и бриллиантовых вещей, студии скульпторов и дизайнеров, кабинет бухгалтерии и многочисленные мастерские, оборудованные по самому последнему слову техники того времени.
В гостях у Карла Фаберже бывали его друзья-миллионеры, среди которых крупнейший сахарозаводчик конца XIX века Леопольд Кёниг. На одной из таких встреч он сообщил, что уезжает на лечение в Африку и спросил у Фаберже, что ему привести из жарких стран, на что тот ему отшутился, сказав: «Жирафа». Спустя несколько месяцев к Фаберже прибежал растерянный дворник, который долго пытался объяснить, что «яму никак не пройтить в ворота!». Хозяин дома никак не мог понять, о ком идет речь, но, когда взглянул в окно и оторопел: там был настоящий жираф, вокруг которого собралась толпа зевак. Животное осторожно перевезли зоологический сад Гельсингфорса (ныне - столица Финляндии Хельсинки).
Октябрьская революция кардинально изменила жизнь Карла Фаберже. Он не стал дожидаться прихода экспроприаторов и в 1918 году под видом курьера бежал в Европу, где его ждали супруга с сыном и внуками. Трое других сыновей остались спасать фирму от краха, но не преуспели в этом. Дома, магазины и мастерские были разграблены, имущество и драгоценности похищены, а сына Фаберже Агафона дважды арестовывали и сажали в тюрьму. Все это подкосило здоровье Карла Фаберже, которого не стало спустя два года после эмиграции.
В советское время здание сменило несколько функций. Его занимало Норвежское Консульство, различные торговые объединения и магазины предприятий ювелирной отрасли. В начале 2000-х особняк был реконструирован и объединен в единый комплекс с двумя соседними зданиями.
В прошлом году комплекс зданий на Большой Морской, выкупила у «Ростелекома» ХК «Империя». В сделку, стоимость которой по оценке аналитиков составляет 3 млрд рублей, вошли объекты, общей площадью 16,5 тыс кв метров. Компания, работающая под брендом «Сенатор» решила приспособить их под бизнес-центры.