Австралийские башни – «силосное искусство»
«Силосное искусство» превратило австралийские городки в галерею под открытым небом. Огромные фрески, разбросанные по всей стране, украсили пасторальные пейзажи, с уважением подчеркнув историю местности и его населения.
Этот проект начался благодаря счастливому стечению обстоятельств. Первые граффити появились еще в 2015 году. Уличный художник Гвидо ван Хелтен искал крупномасштабное полотно, а сельский округ Ярриамбиек Шир продумывал проект по благоустройству. Место под гигантские фрески сложно найти самостоятельно, поэтому ван Хелтен работал совместно с администрацией округа. Ярриамбиек Шир договорился с компанией «Грэйн Корп» об использовании четырёх силосных башен в качестве холстов для проекта. Прежде чем выбрать натурщиков для своего творения, ван Хелтен жил в этом районе несколько месяцев, знакомясь с местными жителями. Затем он создал четыре пронизанных тёплыми чувствами портрета с изображением нескольких поколений местных фермеров. Так рождалась Художественная тропа австралийских силосных башен.
А чуть позднее рисунки получили масштабное освещение благодаря Аннет Грин. В марте 2018 года она вместе с мужем отправилась в большое путешествие по стране. И одним из первых ярких впечатлений для неё стала картина на силосной башне в городке Равенсторп. Восторг от увиденного сподвиг женщину создать специальную страницу и сообщество в социальной сети, что вывело в свет «силосное искусство». Теперь у страницы уже более 30 тысяч подписчиков, а в Австралии – более 30 рисунков.
Сами города – «полотна» только выиграли от такой популярности. Поскольку в некоторых городках из–за природной напасти – жары – стало активно сокращаться население, а соответственно, рассыпалась и экономика поселений. Туризм, стрит–арт фестивали, локальные художественные тропы, информационные буклеты и фотоработы – все это пошло только на пользу жителям и благосостоянию городов. Даже почтовая служба страны решила превратить такие прекрасные работы в марки, чтобы показать миру такое великолепие поселений.
Некоторые из таких городков смогли выжить только благодаря свалившемуся вниманию. Например, история Таллона в Квинсленде, где жара и засуха вынуждали многих жителей переехать в более благоприятные климатические условия, оставив в городе островки, где ростили пшеницу и овец, магазин и паб. Пассажирское железнодорожное сообщение со столицей штата, городом Брисбен, находящимся 540 километрах, было прекращено еще в 1990 годах, население неуклонно сокращалось. Тогда–то местная община и решила собрать средства для того, чтобы украсить городскую доминанту – силосную башню. Теперь овец на фоне впечатляющего полыхающего заката охотно постят в соцсетях не только случайные приезжие, но и туристы, специально наведывающиеся ради этой достопримечательности. Картина на зернохранилище под названием «Водопой» принесла Таллону известность. Это внушительное граффити, которое создали художники из Брисбена Джоэл Ферги и Трэвис Винсон, изображает огненный закат над пейзажем, усеянным овцами и радужными попугаями. «Водопой», кстати, был назван лучшим произведением публичного искусства на церемонии открытия фестиваля Australian Street Art Awards в 2019 году. Жители Таллона считают, что для их маленького городка он стал настоящим спасательным кругом. А в городке Сент–Джеймс увековечили уроженца города, основавшего австралийскую сеть супермаркетов Джеймса Коулса. Один из его первых магазинов Coles до сих пор сохранился в городке.
Австралийский опыт позволил миру познакомиться с творчеством таких австралийских художников как Guido van Helten, Fintan Magee, Rone и Evoca1. Оставили свой след также и достаточно именитые авторы Phlegm из Англии и Hense из США, а мельбурнский уличный художник Джимми Двейт, известный своими изображениями мира природы, нарисовал силосы Гуорамбата на севере Виктории. «Отметились» там и наши соотечественники. Рисунок в Рупанюпе, что недалеко от Мельбурна, создан русской уличной художницей Юлией Волчковой. Работа отражает спортивную культуру молодых людей Рупанюпа и включает Джордана Вайдеманна и Эбони Бейкера, которые являются членами местных австралийских команд по футболу и нетболу.