Антонио Линарес: архитектура является процессом управления

Антонио Линарес: архитектура является процессом управления

Почему интерьер неотделим от архитектуры, зачем нужны профессиональные конкурсы одного дня и в чем главная задача современного архитектора – поговорили с генеральным директором Roca Group в России и СНГ Антонио Линаресом в рамках образовательного проекта Москомархитектуры «Открытый город».

– В рамках «Открытого города» мы много говорим об архитектурном образовании и том, что сегодня требует от молодого архитектора рынок. Какой совет вы можете дать студентам-архитекторам и их преподавателям?

– Мне сложно подробно обсуждать данный вопрос, потому что я сам по образованию инженер-строитель, не архитектор. Если мы говорим о роли архитектора, скажем, 500 лет назад, то тогда дом, спроектированный хорошим архитектором, защищал человека от непогоды, был красивым, имел вход, выход, правильно расположенные окна и соответствовал окружению, то современное здание – это еще и очень сложный технологический комплекс. Электричество, коммуникация, умный дом – его обязательные атрибуты. Плюс постоянно меняющиеся материалы и новые варианты архитектурных решений. 
Получается, что архитектура – не только знание материалов и владение формой, что тоже очень важно, но это еще и умение управлять процессом с множеством аспектов, в которых у архитектора может быть недостаток знаний. Важно осознание своих ограничений и понимание, что не надо быть специалистом во всех вопросах, чтобы быть хорошим архитектором. С уважением относиться к эксперту, который может помочь правильно решать все эти очень непростые вопросы, ведь архитектура сегодня в разы сложнее, чем 500 лет назад. Важно стать главным координатором проекта и это большая ответственность, потому что очень непросто наладить работу разных специалистов на одном объекте, сделав его красивым, функциональным, эффективным, экологичным и так далее. И чем лучше вы будете делать, тем лучше будет результат и меньше проблем для вашего заказчика. 
Еще одна проблема заключается в том, что многие архитекторы смотрят только на форму здания снаружи и забывают про человека, который живет или находится внутри. А в итоге каждый дом похож на соседний: когда смотришь на планировки и на отношение к внутренним объемам, понимаешь, что вопрос идёт не о комфорте, а о стандартизации. Эти проекты скучные, бездушные. Я же верю в другую архитектуру. Жизнь человека начинается с его дома, а потом продолжается во всей инфраструктуре, окружающей его. И если архитектор имеет амбициозную задачу создавать красоту, которая улучшает жизнь, то, на мой взгляд, он должен относиться с интересом ко всем этим пространствам. 
Жизнь человека начинается с его дома, а потом продолжается во всей инфраструктуре, окружающей его. И если архитектор имеет амбициозную задачу создавать красоту, которая улучшает жизнь, то, на мой взгляд, он должен относиться с интересом ко всем этим пространствам.
На Венецианской биеннале павильон Швейцарии получил «Золотого льва» за House Tour: в пустом интерьере создатели играли с масштабом, пространством, переходами из одного в другое. Меня очень впечатлило это решение как источник для обсуждения и диалога о положении человека в этом пространстве. 
А есть противоположный пример: известный отель Фрэнка Гери Marqués de Riscal, построенный в стилистке музея Гуггенхайма. Прекрасное место в очень живописном городке Эльсьего, здание отеля замечательное, а интерьер безумно скучный, как в любом Holiday Inn. И очень жалко, что в такой яркий архитектурный объект подобрали настолько не соответствующий оболочке интерьер. 
Я понимаю, что для эго архитектора важно, чтобы его творение было видно издалека. Но тогда нужно делать не здание для людей, а красивую коробку, по сути, скульптуру, монумент. Например, в мире множество музеев, внутреннее пространство которых организовано очень неудобно. Потому что нужно заботиться не только о красивом фасаде, но и о красоте и функциональности внутри. Конечно, есть исключения – замечательные специалисты, которые думают обо всем в комплексе. Поэтому, я бы сказал: «Господа, уважаемые архитекторы, не забывайте о нас, людях, которые хотят испытывать удовольствие и получать пользу от этих замечательных скульптур».

– Roca регулярно выступает с образовательными инициативами. В частности, у вас есть конкурс для молодых дизайнеров и архитекторов. Расскажите подробнее?

– One Day Design Challenge – конкурс одного дня, организованный Roca для студентов профильных вузов и специалистов в области архитектуры и дизайна в возрасте до 30 лет, который ежегодно проводится в разных странах мира. Несмотря на то, что конкурс посвящен оборудованию ванной комнаты, его тема каждый год меняется, что позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом. Организаторы всегда ждут от участников неожиданных и инновационных решений. 
Например, в этом году в качестве творческого задания конкурсантам предлагалось разработать смеситель со встроенной системой очистки воды, который бы учитывал не только эстетический, но и функциональный аспект. Этот проект отличает стремительный однодневный формат: утром – задание, днем – работа, вечером – награждение. Участники сталкиваются со сроками, необходимостью концентрироваться – с реальностями деловой жизни. 
Хочу также добавить, что мероприятие проходит в очень приятной и дружественной обстановке, дарит много положительных эмоций всем причастным. 
В России в 2019 году прошел уже третий сезон конкурса, в нем приняли участие 250 человек. А в январе 2020 года в Барселоне будут впервые соревноваться победители всех стран, куда приедут обладатели первого места из Великобритании, Польши, Португалии, Болгарии, Испании, ОАЭ, Сингапура, Гонконга, Бразилии, Аргентины, Австралии, Индонезии и Малайзии и, конечно, России.

– Давайте поговорим о том, почему молодым профессионалам важно участвовать в конкурсах и какие еще активности важны для них?

– Участие в конкурсах предоставляет возможность обменяться опытом, увидеть, что делают другие конкурсанты, и обратить внимание на причины собственной победы или проигрыша. Полезно быть в тесном контакте с другими профессионалами и их опытом. Также важен момент «возврата» на землю: когда не побеждаешь, то вспоминаешь, что ты человек, ты не всегда прав и не всегда предлагаешь самое оптимальное решение. Если принимаешь проигрыш с желанием понять его причины, конкурс может стать отличным инструментом профессионального развития. 
Если говорить про образовательные поездки, такие как, например, путешествие в Голландию, которую предложил своим победителям «Открытый город», то они важны как платформа для диалога, расширения кругозора, новых знаний и знакомства с экспертами. Я считаю, что именно для того, чтобы перешагнуть через свои собственные границы нужны профессиональные путешествия. В частности, недавно мы организовывали для архитекторов тур по объектам RCR Arquitectes, пару лет назад получившим Притцкеровскую премию. Группа жила в отелях и обедала ресторанах, построенных RCR Arquitectes. Участники смотрели на объекты не только со стороны фасадов и архитектурных форм, но и на то, как они функционируют изнутри в ежедневном режиме.

– Как ваша компания сотрудничает с архитекторами и чего ждет от них?

– Мы стараемся создавать платформы для дискуссий, где профессионалы могут делиться мнениями и новыми знаниями, экспериментировать и соперничать с тем, чему научились коллеги в других частях света. Мы проводим конкурс Jump the Gap, где в жюри побывали Род Арад, Патрик Шумахер, Кадзуе Сэдзима. Очень важный проект, собирающий огромное количество участников со всего мира. И еще у нас в России есть опыт городского летнего лагеря Roca Teen Product Design Camp, где мы знакомим подростков с темой продуктового дизайна. Они могут не стать архитекторами или дизайнерами в будущем, но выработают более критичное отношение к тому, что их окружает и будут осознавать важность выбора решений, предметов для комфортной и безопасной среды. Как компании нам важно иметь прочные связи с архитекторами. Это лучший способ показать, что мы можем помочь им в сфере ванных комнат, где мы являемся экспертами. Как я уже говорил, архитекторы не могут быть специалистами во всех областях, поэтому необходимо правильно выбирать с кем сотрудничать и с кем идти дальше. 
«Открытый город» – проект, посвященный архитектурному и градостроительному образованию и карьере, проводится Москомархитектурой с 2016 года. Важнейшей целью мероприятия является вовлечение студентов архитектурных вузов в реальный рабочий процесс при участии ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды. Проект включает серию воркшопов, лекций и экскурсий, защиту дипломов перед Архсоветом Москвы и Portfolio Review. Программная дирекция «Правила общения», куратор исследовательского проекта «Наследие 2.0» – компания Citymakers. Разработка архитектурной концепции и дизайн проекта выставочного пространства – Nefa Architects. 
Источник: Архсовет Москвы

Вам также будет интересно