Завершилась реставрация скульптур, обрамляющих въезд на территорию Императорского воспитательного дома
Завершилась реставрация скульптур, обрамляющих въезд на территорию Императорского воспитательного дома со стороны улицы Солянки. Это копии аллегорических композиций XIX века «Милосердие» и «Воспитание», созданные из белого камня и установленные в 1970-х годах.
Оригинальные скульптуры с 1969 года хранятся на территории Донского монастыря в филиале Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Автором подлинных фигур был скульптор Иван Витали, а эскизные проекты пилонов, на которых они стояли, создал известный зодчий — Доменико Жилярди.
Точные копии скульптурных композиций, отправленных на музейное хранение, более полувека назад сделал скульптор Михаил Оленин. Установили их на оригинальные пилоны.
Милосердие олицетворяет женщина, кормящая младенца и держащая в поднятой руке пылающее сердце. Ее окружают дети старшего возраста. А воспитание символизирует женщина, читающая детям книгу. Первая скульптурная группа состоит из четырех фигур (включая младенца на коленях женщины), а вторая группа — из трех фигур. Эти работы, как и весь ансамбль Императорского воспитательного дома, относят к стилю раннего классицизма.
«Закончилась долгожданная реставрация копий скульптурных композиций “Милосердие” и “Воспитание”, украшающих въезд на территорию ансамбля воспитательного дома. Для нас очень важно подчеркнуть, что эти работы стали возможны благодаря сотрудничеству в рамках волонтерского проекта Российской ассоциации реставраторов. До начала работ специалисты определили, что за полвека нахождения на открытом воздухе состояние камня существенно ухудшилось, почему и потребовалась комплексная реставрация. Работы прошли под контролем нашего ведомства», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Реставраторы приводили в порядок скульптуры и старинные пилоны практически пять месяцев. Сначала поверхность памятников очистили вручную при помощи инструментов и специальных составов, смывающих загрязнения. Доводили до совершенной чистоты скульптуры с помощью лазера. Затем специалисты заделали трещины и восстановили утраченный элемент композиции «Милосердие» (фрагмент кисти руки женщины, держащей пылающее сердце — символ милосердия). Пилоны из белого камня с цоколем из песчаника, которые играют роль постаментов для скульптур, тоже очистили. Их укрепили и выровняли, восстановили швы цоколя. После на поверхности скульптур и пилонов нанесли защитное покрытие.
Отреставрировали и фрагмент кованой ограды, примыкающий к пилону со скульптурой «Милосердие». Специалисты сняли слои старой краски, воссоздали утраченные детали и покрасили заново. Эти работы проводили в мастерской. В скором времени решетка ограды будет возвращена на свое историческое место.
Реставрация всего ансамбля Императорского воспитательного дома ведется с марта 2021 года. Это самый масштабный дореволюционный комплекс зданий в городе. Его история насчитывает 257 лет. В ансамбль входит шесть строений — объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, подлежащих реконструкции, но не являющихся объектами культурного наследия. Строения расположены по адресу: Китайгородский проезд, дом 9.
Московский императорский воспитательный дом заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой — деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. В соответствии с составленным Бецким генеральным планом под строительство отдали Васильевский луг — участок земли между Солянкой и Москвой-рекой.
Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк — один из последних мастеров барокко и первый в России архитектор раннего классицизма. Ансамбль отличается сложным пространственным рисунком фасадов при внешней простоте и плоскостности их оформления.
По проекту Карла Бланка дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, однако восточное каре возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.
В XVIII–ХХ веках комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве для ухода за сиротами, спасли главное здание от пожара, хотя Китай-город был практически полностью уничтожен.
После революции здания передали профсоюзным учреждениям. Открывшийся здесь Дворец труда описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» как Дом народов. С 1938 по 2016 год в комплексе располагалась сначала Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского, а затем Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).
Источник: Официальный сайт Мэра Москвы
Оригинальные скульптуры с 1969 года хранятся на территории Донского монастыря в филиале Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Автором подлинных фигур был скульптор Иван Витали, а эскизные проекты пилонов, на которых они стояли, создал известный зодчий — Доменико Жилярди.
Точные копии скульптурных композиций, отправленных на музейное хранение, более полувека назад сделал скульптор Михаил Оленин. Установили их на оригинальные пилоны.
Милосердие олицетворяет женщина, кормящая младенца и держащая в поднятой руке пылающее сердце. Ее окружают дети старшего возраста. А воспитание символизирует женщина, читающая детям книгу. Первая скульптурная группа состоит из четырех фигур (включая младенца на коленях женщины), а вторая группа — из трех фигур. Эти работы, как и весь ансамбль Императорского воспитательного дома, относят к стилю раннего классицизма.
«Закончилась долгожданная реставрация копий скульптурных композиций “Милосердие” и “Воспитание”, украшающих въезд на территорию ансамбля воспитательного дома. Для нас очень важно подчеркнуть, что эти работы стали возможны благодаря сотрудничеству в рамках волонтерского проекта Российской ассоциации реставраторов. До начала работ специалисты определили, что за полвека нахождения на открытом воздухе состояние камня существенно ухудшилось, почему и потребовалась комплексная реставрация. Работы прошли под контролем нашего ведомства», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Реставраторы приводили в порядок скульптуры и старинные пилоны практически пять месяцев. Сначала поверхность памятников очистили вручную при помощи инструментов и специальных составов, смывающих загрязнения. Доводили до совершенной чистоты скульптуры с помощью лазера. Затем специалисты заделали трещины и восстановили утраченный элемент композиции «Милосердие» (фрагмент кисти руки женщины, держащей пылающее сердце — символ милосердия). Пилоны из белого камня с цоколем из песчаника, которые играют роль постаментов для скульптур, тоже очистили. Их укрепили и выровняли, восстановили швы цоколя. После на поверхности скульптур и пилонов нанесли защитное покрытие.
Отреставрировали и фрагмент кованой ограды, примыкающий к пилону со скульптурой «Милосердие». Специалисты сняли слои старой краски, воссоздали утраченные детали и покрасили заново. Эти работы проводили в мастерской. В скором времени решетка ограды будет возвращена на свое историческое место.
Реставрация всего ансамбля Императорского воспитательного дома ведется с марта 2021 года. Это самый масштабный дореволюционный комплекс зданий в городе. Его история насчитывает 257 лет. В ансамбль входит шесть строений — объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, подлежащих реконструкции, но не являющихся объектами культурного наследия. Строения расположены по адресу: Китайгородский проезд, дом 9.
Московский императорский воспитательный дом заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой — деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. В соответствии с составленным Бецким генеральным планом под строительство отдали Васильевский луг — участок земли между Солянкой и Москвой-рекой.
Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк — один из последних мастеров барокко и первый в России архитектор раннего классицизма. Ансамбль отличается сложным пространственным рисунком фасадов при внешней простоте и плоскостности их оформления.
По проекту Карла Бланка дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, однако восточное каре возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.
В XVIII–ХХ веках комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве для ухода за сиротами, спасли главное здание от пожара, хотя Китай-город был практически полностью уничтожен.
После революции здания передали профсоюзным учреждениям. Открывшийся здесь Дворец труда описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» как Дом народов. С 1938 по 2016 год в комплексе располагалась сначала Артиллерийская академия РККА имени Ф.Э. Дзержинского, а затем Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).
Источник: Официальный сайт Мэра Москвы
Вам также будет интересно