Меценатство и инвестиции: как в Татарстане вывели формулу успеха
В центре «Эрмитаж-Казань» главный музейщик страны Михаил Пиотровский открыл выставку «Юсуповы. Роскошь сквозь века». «Выставка поворачивает нас к очень важным эпизодам русской истории», — отметил директор Государственного Эрмитажа. Ее цель— показать диалог культур, символом которого являлись Юсуповы. Такую же цель преследует и Дворец изящных искусств ASG. О его масштабе позволяет судить альбом «От ренессанса до ампира: 300 открытий старых мастеров из Большого собрания изящных искусств ASG». На презентации альбома присутствовали представители органов власти, музейного и научного сообщества, архитекторы и журналисты.
Издание, концептуально представляющее Дворец изящных искусств ASG
Зал Дворца, посвященный князьям Юсуповым, отражает не только тематику их коллекций, но и историю рода. Юсуповы гордились своим происхождением от казанских ханов и включили полумесяц — священный для мусульман символ — в свой герб.
Издание, которое концептуально представляет Дворец изящных искусств ASG во всей полноте его интерьеров и коллекций, было презентовано президенту Союза российских музеев Михаилу Пиотровскому во время официального открытия выставки. «Обязательно буду у вас!» — сказал Михаил Борисович, принимая увесистый, почти семисотстраничный фолиант.
«Логично, что открытие выставки совпало с презентацией альбома, — говорит помощник Раиса РТ Олеся Балтусова. — Это очень значимо и важно, что в Казани происходят такие грандиозные выставки, и меценаты ведут такую деятельность. Эта книга — заслуга команды, которая ее создавала (как и Музей частных коллекций ASG), а теперь работает над Дворцом изящных искусств ASG. Я благодарю руководство компании и весь коллектив за то, что вы делаете. Книгу открывает обращение Раиса республики, и когда я вручала ему печатный экземпляр, который он высоко оценил, он тоже сказал: «Мы очень ждем». Мы ждем и предвкушаем радость от выставок, которые будут проходить в отреставрированном Дворце».
Это настоящий прорыв в культурной жизни Казани
На презентации альбома присутствовали представители органов власти, музейного и научного сообщества, архитекторы и журналисты.
Своим мнением поделилась директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева: «То, что сейчас организуется — Дворец изящных искусств ASG, это грандиозно. Я знаю историю этого комплекса зданий, какое применение у него было, и сейчас, посмотрев фасады, архитектуру, цветовую гамму, могу сказать, — этот архитектурный комплекс просто потрясающий. Здорово, что издан этот каталог, особенно для тех, кто серьезно изучает искусство. Уверена, что ваш Дворец будет иметь колоссальный успех, поздравляю вас с таким проектом, это настоящий прорыв в культурной жизни Казани».
Генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина отметила, что исторически меценатство лежит в основе создания многих музейных коллекций, обеспечивая финансирование приобретения экспонатов и организацию выставок: «Когда вливаются частные средства, это архиважно, это способно значительно усилить возможности музеев. Меценатство способствует не только финансовой поддержке, но и развитию культурных проектов, проведению научных исследований и образовательных программ».
Заместитель директора музея Казанской епархии Оксана Иванова передала Группе компаний ASG поздравление с очередным успехом от митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Посетив Дом приемов в январе 2024 года, он назвал его «красотой необыкновенной». Особую значимость для нас имеет то, что альбом открывается картиной «Воскресение Христа» – темой, нам очень близкой. Все материалы в издании представлены на высоком профессиональном уровне, с глубоким пониманием смыслов. Епархия с нетерпением ожидает открытия этого нового культурного пространства и надеется, что «поле христианской культуры» будет в нем существенно расширено.
Автор-составитель издания Алина Булгакова рассказала о ходе работы над альбомом, открытиях, которые были сделаны в части авторов, соавторов, сюжета и периода написания произведения, это отдельная история, не менее увлекательная, чем само издание. Ориентация на прижизненные биографические источники о художниках вскрыла диалектику творческих судеб, когда властители дум забываются совершенно потомками или, напротив, те, кто считался мастером средней руки сегодня причисляется к выдающимся.
Масштабная работа проведена в сотрудничестве с мэтром российского искусствоведения профессором Вадимом Садковым. Редактор издания Светлана Бородина неоднократно называла это сотрудничество большой удачей МИКН: «Я очень благодарна Вадиму Анатольевичу, он определил десятки авторов наших картин, в результате мы установили новые связи между авторами БСИИ, получили возможность сделать более точными коллекции меценатских залов Дворца… Работать с личностью такого масштаба непросто, но очень полезно. А имена, которые он открыл для нас — Авонт, Ириарте, Якобс, Баккер — делают честь любому музею».
Главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева поделилась мнением, что искусство всегда рассматривается как показатель престижа, самодостаточности и культуры региона, а также как важный элемент государственной службы. «Я приводила в Дом приемов свою группу из Университета третьего возраста, они были под большим впечатлением, но они высказывали удивление, что до визита сюда ничего не знали музее. В Казани существует проблема недостаточной системной просветительской работы в сфере искусства. Информационные сообщения о культурных событиях носят бессистемный характер, что снижает их эффективность. Еще одна проблема, связана с тем, что многие публикации подпадают под действие Закона о рекламе, и журналисты просто бояться брать материалы, чтобы их не заподозрили в аффилированности отношений с автором».
Улица Карла Маркса становится улицей музеев и объектов культурного наследия
Модератор круглого стола и редактор издания «От ренессанса до ампира…» Светлана Бородина согласилась с тем, что системная просветительская деятельность сегодня встречается нечасто, разве что на канале «Культура», поэтому во Дворце изящных искусств проектируется целый комплекс инновационных технологий, ярко, зрелищно, в хорошем смысле агрессивно продвигающих его коллекции и искусство в целом.
Она же обратилась с вопросом к журналисту Дмитрию Катаргину с вопросом, представлял ли он, такие форматы приспособления ОКН, когда в 2017 году активно участвовал в освещении восстановительных работ ASG второго этапа?
«Все-таки меня больше впечатлил первый этап, который длился с февраля 2012 года по 1 июля 2013 года, — ответил известный журналист –. Этот период стал фундаментальным для изменения общественного отношения к старинным зданиям города. До начала реставрационных работ существовало распространённое мнение, что владельцы приобретают исторические объекты исключительно с целью их сноса и последующей коммерческой застройки. Никто не верил, что из этого может что-то получиться».
Юлиана Еманова, зав. кафедрой дизайна и национальных искусств КФУ обратила внимание участников на то, что улица Карла Маркса становится улицей музеев и объектов культурного наследия, где на территории практически километра с небольшим размещены интереснейшие объекты, а Дворец изящных искусств ASG несомненно станет их архитектурной и культурной доминантой.
В ходе мероприятия организаторы обратились к истокам проекта, рассказав о зарождении идеи Дворца, и высказали благодарность в адрес Раиса и Государственного советника республики, мэра Казани.
Еще в 2011 году, во время первого визита в Выставочный центр ASG на Сибирском тракте, Рустам Нургалиевич отметил важность того, чтобы искусство было доступно для жителей и гостей Татарстана. «Мы восприняли его слова как руководство к действию и последовательно работаем над воплощением этой идеи в жизнь», — сказал генеральный директор ASG Роберт Хайруллин.
«Альбом подогревает наши ожидания, дает нам иллюстративный ряд, и убеждает нас в том, что это действительно станет событием для города, для республики, которого мы очень ждем», — отметила в заключение Олеся Балтусова.




