«Искусство на государственной службе»: ASG раскрывает дворцовые тайны
Презентация художественного альбома «От ренессанса до ампира: 300 открытий старых мастеров из Большого собрания изящных искусств ASG» пройдет 16 октября в 18 часов в Доме приемов ASG (ул. К. Маркса, 16-18). Об этом сообщает пресс-служба компании ASG.
Издание открывает приветственное слово Раиса республики Рустама Минниханова, еще в 2011 году во время первого знакомства с корпоративной коллекцией отметившего, что она должна быть доступна гражданам и гостям Татарстана «вживую»: «Искусство – не забава, не приятное времяпрепровождение, это могущественная сфера, коммуникация, связывающая людей вне пространственных и временных барьеров…, сохраненное и восстановленное культурное наследие – это не только престиж, но и доход от внутреннего и въездного туризма».
Следуя лучшим традициям меценатства в 2011 году ASG передала в дар фонду «Возрождение», созданному первым Президентом республики, коллекцию живописи и мебели для музейного комплекса в Свияжске. В Благодарственном письме Минтимер Шаймиев подчеркнул, что этот дар повысил ценность собрания туристско-этнографического комплекса острова-града Свияжск - Конного двора: «Вы продемонстрировали пока редкий в нашей республике … пример участия частного капитала в духовном возрождении общества».
Развивает эту тему в альбоме владелец Большого собрания изящных искусств Алексей Сёмин в своем эссе «Искусство на государственной службе». В нем глубокий экскурс в элитологию, историю меценатства как способа укрепления престижа государства, раскрываются принципы формирования коллекций собрания: «Вместе с каждой картиной, с каждым старинным образом, вошедшим в коллекцию, менялись вкус, мышление, даже направленность взгляда: от попытки «оценить» – к желанию «понять», от стремления «обладать» – к потребности «поделиться». Именно стремление поделиться легло в основу замысла Дома приемов ASG c Музеем частных коллекций, а теперь и Дворца изящных искусств ASG.
Альбом является весомой составляющей процесса подготовки к реализации масштабного проекта ASG по созданию Дворца изящных искусств. В нем отражены самые значимые произведения коллекции живописи старых мастеров из корпоративного собрания - БСИИ ASG, насчитывающего более 7 тысяч единиц и регулярно пополняющегося. Основу собрания составляет мировое классическое изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Системно-средовой принцип комплектования коллекций позволяет сформировать национальные художественные школы, целостно представляющие историю их развития в течение трех с половиной веков – с XVI по первую половину XIX-го.
В подробных обзорных статьях альбома раскрываются связи Большого собрания изящных искусств ASG с крупнейшими российскими частными коллекциями, ставшими основой государственных музеев – Румянцевых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и др.
Особый акцент в альбоме сделан на интеграции «больших» стилей искусства в дворцовые интерьеры, от петровского барокко до Александровского ампира. Читатели альбома первыми увидят интерьеры императорских залов Дворца изящных искусств ASG во всем богатстве их убранства.
Издание представляет собой результат многолетней исследовательской работы специалистов Международного института культурного наследия ASG, в ходе которой было сделано множество открытий – установлено имя автора, период написания картины, раскрыт сюжет и т.д. В подробных каталожных статьях можно будет почерпнуть разнообразные сведения о художниках – их учителях, учениках, музеях, в которых находятся их картины, публикациях, где можно подробно познакомиться с творчеством.
Масштабная работа проведена в сотрудничестве с мэтром российского искусствоведения профессором Вадимом Садковым.
Редактор издания Светлана Бородина неоднократно называла это сотрудничество большой удачей МИКН: «Я очень благодарна Вадиму Анатольевичу, он определил десятки авторов наших картин, в результате мы установили новые связи между авторами БСИИ, получили возможность сделать более точными коллекции меценатских залов Дворца… Работать с личностью такого масштаба непросто, но очень полезно. А имена, которые он открыл для нас — Авонт, Ириарте, Якобс, Баккер — делают честь любому музею.
На презентации концепции издания, состоявшейся в мае, отмечалось, что благодаря проводимой в республике политике Татарстан сегодня прочно ассоциируется с сохранением и продвижением культурного наследия, является пилотным регионом для масштабных культурных инициатив.
Альбом рассчитан на самую широкую аудиторию: знатокам и специалистам в сфере искусства будет интересно познакомиться с не известными им художниками, любителям приятно будет погрузиться в мир прекрасного, специально для них запечатлены самые значимые фрагменты картин, студентам и аспирантам полезна будет фактографическая информация о мастерах, часто работавших рядом с великими, коллекционеров привлечет полиграфическая культура издания.

