Лауреаты конкурса «Московская реставрация — 2022»

Как Булгаков придумал МАССОЛИТ, где Маяковский читал свои первые стихи, под крышей какой усадьбы можно найти картуш с гербом и откуда в центре Москвы особняк в нескольких архитектурных стилях — рассказывает Mos.ru.

Литературный институт имени Горького, занимающий здание бывшей усадьбы А.А. Яковлева XVIII–XIX веков, павильон «Физика» (бывший павильон Латвийской ССР), построенный в середине 1950-х годов на территории главной всесоюзной выставки, и каланча в Свиблове, сохранившаяся от суконной фабрики. Что может объединять эти, на первый взгляд, совсем непохожие друг на друга строения? Все они были бережно восстановлены и в 2022 году и стали лауреатами конкурса «Московская реставрация».

В прошлом году на конкурс подали 82 заявки по 42 памятникам, а лауреатами стали 37 участников и организаторов работ на 28 объектах культурного наследия. Рассказываем подробнее о самых ярких и интересных лауреатах конкурса «Московская реставрация — 2022».

Здесь были Герцен, Булгаков, Маяковский
Один из значимых объектов, на котором завершилась двухлетняя реставрация в 2022 году, — Театр на Бронной. Он располагается в здании памятника архитектуры «Городская усадьба Голицыных — доходные владения М.С. Романова и Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета». Здание в стиле ампир построили во второй половине XVIII — первой половине XX века.

Здесь проходили первые репетиции частного оперного театра Саввы Мамонтова, а в начале XX века — первые выступления поэта Владимира Маяковского. В последующие годы в здании располагались Государственный еврейский камерный театр и Московский театр сатиры.

Перед реставраторами стояла сложная задача — не только сохранить памятник архитектуры, но и сделать театр более технологичным. Специалисты отреставрировали более 400 квадратных метров лепного декора, модульный паркет в парадных помещениях, мраморные лестницы, люстру в зрительном зале, воссоздали деревянные оконные блоки и двери. Что особенно важно для коллектива театра — обновили сцену. Теперь механика сцены полностью автоматизирована, а новое световое и звуковое оборудование позволит воплощать на сцене самые амбициозные задумки режиссеров.

Еще одно знаковое место — Литературный институт имени А.М. Горького на Тверском бульваре. Учебное заведение занимает бывшую усадьбу обер-прокурора Святейшего синода тайного советника Александра Яковлева. Он, кстати, приходился дядей писателю Александру Герцену, который родился и провел детство в этом двухэтажном доме кремового цвета. За усадьбой на долгие годы закрепилось название «Дом Герцена». В 1920-е усадьбу отдали литературным объединениям, которые стали прообразом вымышленного объединения литераторов под руководством Берлиоза МАССОЛИТ в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А в 1933 году по инициативе Максима Горького в доме Герцена основали Вечерний рабочий литературный университет.

Реставрация усадебного комплекса, построенного в стиле позднего классицизма в XVIII–XIX веках, длилась три года и проходила в несколько этапов. Специалисты привели в порядок фасады, восстановили интерьеры начала XX века: мраморные подоконники, каменные лестницы, деревянные потолочные карнизы с фризом и лепной декор. Воссоздали и исторический художественный паркет XIX века.

Усадьбы XXI века
Ежегодно среди лауреатов конкурса оказываются многочисленные московские усадьбы, которые реставраторы бережно восстанавливают и приспосабливают под современное использование. Так, после нескольких лет кропотливой работы исторический облик вернули главному дому городской усадьбы купцов Сушкиных — А.Б. Кеворкова.

По мнению исследователей, старейшее здание в стиле эклектики на Люсиновской улице было построено в конце XVIII — начале XIX века, а в убранстве фасадов можно найти черты классицизма и неоренессанса. Бывшая купеческая усадьба пережила нескольких владельцев, а в советские годы ее превратили в коммунальное жилье. В 2003 году здание признали аварийным, а в 2017-м в нем случился пожар. В 2019 году у дома появился новый собственник, который инвестировал в спасение памятника.

Реставраторы восстановили филенчатые двери, паркетные полы, доломитовую лестницу и трафаретные росписи на потолках, о существовании которых никто даже не догадывался. Больше века они были покрыты толстыми слоями штукатурки и краски. На главный фасад вернулся фамильный герб купца Агабека Кеворкова, одного из бывших владельцев. Теперь под карнизом фасада можно увидеть белоснежный картуш с его инициалами. Кроме того, специалисты сделали здание комфортным: здесь провели необходимые инженерные коммуникации. После реставрации в усадьбе разместили офисы.

Благодаря моде на эклектику в архитектуре, пришедшей в Европу в XIX веке, в Большом Козловском переулке появился еще один лауреат конкурса — особняк Рутковских. Здание, в облике которого гармонично сочетаются классика, готика и барокко, построили в 1888 году по индивидуальному проекту архитектора Бориса Рутковского. Этот необычный дом он создал для своей семьи.

Специалисты отреставрировали три зала: классический, готический и барочный. Они также восстановили исторические элементы особняка и утраченные конструкции. В частности, лепной декор и мозаичный пол, а в подвале и на первом этаже дома — кирпичные своды Монье. По историческим образцам был воссоздан паркет на втором этаже. Ценность представляет и интерьер вестибюля в стиле эпохи Возрождения с рустованными стенами и лепным фризом.

Благодаря работе реставраторов москвичи могут и дальше любоваться необычным фасадом. Его украшают наличники с сандриками, венчающий карниз, лепные гирлянды, замковые камни и рустованная отделка. На въезде во двор появились кованые ворота, а в проездной арке со стороны главного фасада — две чугунные отбойные тумбы XIX века с декоративной крышкой.

Еще одного лауреата конкурса можно увидеть на Софийской набережной. Это комплекс зданий Мариинского женского училища — городская усадьба Еропкиных, Зубовых, Дурасовых (середина XVIII — начало ХХ века). В него входят главный дом, жилой дом с квартирами классных дам и смотрителя. Раньше здесь располагалось Мариинское училище, которое готовило гувернанток и домашних учительниц. В 1894–1901 годах там служил штатным преподавателем композитор Сергей Рахманинов.

В 2017 году в здании училища и доме смотрителя началась масштабная реставрация с приспособлением к современному использованию. Она проводилась за счет частных средств. Специалисты восстановили историческую планировку на период середины XIX века, отремонтировали кирпичные стены, воссоздали декоративное убранство фасадов. Частично утраченный лепной декор, в частности в парадном вестибюле, удалось восстановить благодаря фотографиям из архивов. Окна изготовили из исторических материалов с учетом современных требований к энергоэффективности. Ступени лестницы частично заменили на новые (из доломита), по аналогам воссоздали венчающий карниз и двери.

Павильон ВДНХ, церковь и каланча
Уже по традиции еще одним лауреатом «Московской реставрации» стал памятник архитектуры на ВДНХ. В этот раз жюри отметило реставрацию павильона № 5 «Физика», в котором открылся Музей городского хозяйства. Существующее здание когда-то было павильоном Латвийской ССР. При его возведении в 1954 году архитекторы следовали нормам классицизма и неоклассицизма с учетом особенностей национальной культуры.

В павильоне по архивным фотоматериалам и чертежам 1954 года отреставрировали фасады, вводный и центральный выставочные залы. Провели полный комплекс работ с парадными дубовыми дверями, украшенными янтарем и резным латвийским орнаментом. Воссоздали витражи оконных проемов главного фасада. Пол украшает воссозданная по историческим фотографиям и уцелевшим фрагментам метлахская плитка. Реставраторы также воссоздали люстры и бра.

В Брюсовом переулке в 2022 году завершилась комплексная реставрация церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Впервые здание, еще деревянное, было отмечено на плане Москвы 1596–1598 годов. После большого московского пожара 1629 года, когда деревянная постройка выгорела дотла, начали возводить каменный храм. Именно он сохранился до наших дней с перестроенными в XIX веке трапезной и колокольней.

Теперь фасад церкви украшают изображения евангелистов и православных святых — монументальную живопись, датируемую серединой XIX — началом XX века, специалисты обнаружили под слоем краски. Они бережно раскрыли росписи и тонировали красочный слой. В главной части храма расположен уникальный иконостас с позолотой — он также был восстановлен со всем убранством.

Отдельно и сразу несколькими наградами жюри отметило реставрацию колокольни и трапезной церкви. В интерьерах объектом особого внимания стали киоты, монументальная живопись, искусственный мрамор, обрамляющий оконные проемы, и покрытие пола. После реставрации храм украсили архитектурной подсветкой, а территорию вокруг благоустроили, в том числе создали доступную среду для маломобильных людей.

Среди лауреатов 2022 года есть и весьма необычное здание — вновь выявленный объект культурного наследия на Сельскохозяйственной улице. Специалисты по архивным материалам, максимально придерживаясь оригинального проекта, воссоздали башню-каланчу, в которой располагалась контора правления суконной фабрики И.Г. Кожевникова (1819–1822 годы). Когда-то на трехъярусной башне были часы и звучал фабричный колокол — он отсчитывал конец рабочего дня.

Восстановление уникального объекта проводилось за счет частных средств. Специалисты отстроили из кирпича наружные стены, первый и второй ярусы каланчи, а на фасаде цокольного этажа оставили три открытых участка исторической кладки. Верхний ярус башни облицевали деревом. Вернулись на историческое место шпиль и колокол — его тоже отливали по старинным чертежам.

Примечательно, что старинная каланча расположена на территории жилого комплекса в Свиблове. Можно с уверенностью сказать, что она станет новой достопримечательностью района, тем более в башне планируется открыть кафе.