798 Art Zone, Пекин, Китай

798 Art Zone находится на территории построенного во второй половине 50-х гг. XX века завода, занимавшегося производством электронного оборудования. Производство было построен в качестве дополнения к «Плану социалистической унификации» - советско-китайского военно-промышленного сотрудничества, в рамках которого во время первой китайской пятилетки было построено 156 смежных военных заводов для обеспечения Народно-Освободительной Армии Китая военной техникой.

Однако только два из 156 заводов занимались производством электронных компонентов, и производимой ими продукции было недостаточно. Советские специалисты посоветовали китайским властям обратиться за помощью к Германской Демократической Республике, являвшейся важным поставщиком электронных компонентов для советской военной промышленности.

В начале 1952 года решение о строительстве завода было принято, группа китайских специалистов была отправлена в Восточный Берлин для разработки плана строительства. Данный проект, ставший крупнейшим экономическим проектом ГДР в Китае, впоследствии получил неофициальное название «Проект 157». Проектирование и строительство завода велось силами советских, немецких и китайских специалистов. Уже тогда место объединяло людей.

Строительство завода началось в 1954 года и длилось три года. Через 10 лет, в 1967 году, в целях упрощения управления, завод был преобразован в производственный комплекс, разделённый на несколько смежных предприятий: 706, 707, 751, 761, 797 и 798, крупнейшим из которых стал завод № 798. В 80-е годы, в связи с рыночными реформами Дэн Сяопина, эти заводы лишились господдержки, и вступили в полосу экономических трудностей. С 1984 по 1993 год количество их сотрудников сократилось на 60%, а производство было в значительной степени свёрнуто ввиду убыточности. В 2000 году заводы были преобразованы в «Seven-Star Huadian Science and Technology Group», основной сферой деятельности которой стала передача в аренду освободившихся промышленных площадей.

А тем временем сообщество пекинских деятелей современной искусства пребывало в поисках своего местообитания. С 1984 по 1993 годы студии художников располагались в предназначенных к сносу домах вблизи Старого Летнего Дворца, затем, после выселения, художники перебрались на восточную окраину Пекина, в пригород, находящийся более чем в часе езды от центра.

В 1995 году Пекинская Академия Изящных Искусств арендовала в качестве мастерских помещения на территории Завода № 706. В 2000 году Суй Цзяньго, декан факультета скульптуры, разместил там собственную студию. В 2001 году техасец Роберт Бернелл разместил свой книжный магазин и офис на территории заводской столовой. Он был первым иностранцем, обосновавшимся в Зоне искусств 798. Вскоре очень многие художники, привлекаемые дешевизной аренды и «постиндустриальной эстетикой» производственных помещений, стали осваивать территорию завода. Художники обновили помещения, оставив, однако, надписи времён Культурной революции, сопроводив их подписью «Маоистский китч».

В 2002 году арт-галерея Beijing Tokyo Art Project, созданная японцем Табатой Юкихито на территории одного из заводских цехов, провела первую публичную выставку под названием «Пекин в движении», собравшую более 1000 посетителей. Позже в том же году дизайнер Хуан Жуй и фотограф Сюй Юн основали Space Gallery — вторую после Beijing Tokyo Art Project галерею на территории нынешней арт-зоны. 

В настоящее время Зона Искусств 798 охватывает площадь около 1 квадратного километра и насчитывает десятки различных студий, галерей и выставочных залов. На её территории постоянно проводятся многочисленные выставки современного китайского и зарубежного искусства, работ как малоизвестных молодых авторов, так и классиков современного искусства, таких, как Энди Уорхол. Богемность места используют европейские бренды и в Дашанцзы проходят показы мод, корпоративы, презентации новых продуктов. С этим отметились GQ, Кристиан Диор, Ауди, Кэлвин Кляйн. Место снова объединяет людей. Тематика экспонируемых работ нередко носит остросоциальный характер, временами оппозиционный по отношению к официальной государственной идеологии. Помимо галерей и студий на территории арт-зоны располагаются жилые здания, многочисленные магазины, торгующие предметами искусства, книгами, сувенирами и антиквариатом, различные кафе и рестораны. На территории арт-зоны всё ещё продолжается индустриальная активность, и, на фоне ярких афиш, и стен, расписанных граффити, посетители могут видеть вырывающийся из трубопроводов пар, или разгрузку угля промышленными кранами.

Кстати, вход на территорию арт-зоны и всех выставочных залов является свободным и бесплатным.

Адрес Китай 100015 Пекин Dashanzi, Chaoyangdi -
Статус завершено
ТИП “РЕ” редевелопмент, реконструкция
ПЕРИОД “РЕ” 1995-н.в.
Инвестор Девелопер Архитектор
Пекинская Академия Изящных Искусств - -
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - завод по производству электронного оборудования - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - арт-квартал - -
Вам также будет интересно