Музей транспорта Москвы, Россия

Музей Транспорта Москвы - музей ретроавтомобилей и общественного транспорта в столице. Он был открыт на базе Музея ретроавтомобилей на улице Рогожский Вал в апреле 2016 года. Уже совсем скоро постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы откроется на Новорязанской улице, дом 27, строения 1, 3. Это уникальное конструктивистское здание возведено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1929-31 годах. Здание по праву считается шедевром авангардной архитектуры, не имеющим аналогов в мире.

Гараж в плане имеет необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. А еще постройку в советские времена сравнивали с серпом и молотом. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за треугольной формы выделенного под застройку участка. Причём разработанная им подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража. Здесь помещалось до 260 грузовых машин, которые двигались по пространству без необходимости разворотов согласно прямоточной системе, придуманной Мельниковым. А благодаря инженерным решениям Шухова удалось оставить внутреннее пространство свободным от опорных столбов - ажурная конструкция кровли опирается только на внешние стены. На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады подковообразного здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены стеклоблочной кладкой). Металлические конструкции перекрытий, как и для Бахметьевского гаража, разработал В. Г. Шухов. 

До 1948 года гараж выполнял свою изначальную задачу как ангар для грузовых машин, а затем здесь разместился 4-й автобусный парк. Теперь гараж Мельникова стал новым пространством Музея Транспорта Москвы.

Музей Транспорта Москвы обладает крупнейшим собранием исторической городской техники: в фондах музея находятся более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело и мототехника.

В новом пространстве Музея Транспорта Москвы будет реализована новая концепция экспозиции, которая откроется после окончания реставрации и создания музейной инфраструктуры.

В дугообразном здании гаража расположится постоянная экспозиция музея, а в бывшей мастерской - многофункциональное пространство с высокотехнологичной экспозицией. Однако главный экспонат - это само здание. Поэтому уделяется много времени редизайну и «мягкой» интеграции новых элементов в историческое пространство. За время существования здание «обросло» всевозможными пристройками, после расчистки которых памятнику архитектуры будет возвращен первозданный вид.

В конце апреля 2022 года Москомэкспертиза сообщила о согласовании проектной документации для объекта: «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление под современные музейные технологии объекта культурного наследия "Гараж для грузовых машин, 1929-31 гг., арх. К.С.Мельников"». Об этом сообщается на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

«На Новорязанской улице расположен объект культурного наследия 30-х годов прошлого века «Гараж для грузовых машин» архитектора К.С.Мельникова, для которого был разработан проект по сохранению и приспособлению под современный музей.  Реставрация коснется сразу двух исторических зданий – гаража для грузовых машин и административного корпуса», – рассказала глава Москомэкспертизы Анна Яковлева.

Запланировано строительство входной группы в музей с амфитеатром и экспозиционно-реставрационной мастерской, устройство проездов, площадки для экспонатов, создание мест для отдыха и тротуаров, устройство наружного освещения территории, разбивка газонов, высадка деревьев и кустарников.

Проектными решениями по реставрации объекта предусмотрен комплекс работ по сохранению, укреплению и воссозданию архитектурного оформления фасадов, в том числе: демонтаж поздних пристроек, реставрация кирпичной кладки, обновление металлических перемычек и воссоздание столярных заполнений дверных, оконных и витринных проемов с исторической расстекловкой и скобяными изделиями по сохранившимся образцам.

Важно отметить, что утвержденные решения предусматривают доступность всех общественных помещений для маломобильных граждан.

«Согласно проекту, в зданиях будут сформированы различные зоны: вестибюль, фойе, зона экспозиций и помещения для временных выставок, лекторий (экспозиционно-реставрационная мастерская), многофункциональный зал, административные помещения и пр. Помимо этого, в составе комплекса будут функционировать магазин, библиотека, коворкинг, буфет и складские помещения музея», – добавила Анна Яковлева.

В части восстановления интерьеров запланированы в том числе реставрация и воссоздание гладкой оштукатуренной поверхности стен, потолков, откосов, поверхности металлических колонн и балок, наборных ступеней лестниц, металлического ограждения лестниц и деревянных поручней из дуба.

Для зон кассового блока, сувенирного магазина, библиотеки и коворкинга, а также для посетительских санузлов предусматриваются специальные изделия с индивидуальными габаритными размерами, выполненные в едином стиле.

Инженерные коммуникации запроектированы таким образом, чтобы сохранить исторические объемно-пространственные характеристики исторического здания.

В начале августа 2022 года стало известно, что в столице отреставрируют объект культурного наследия регионального значения — гараж для грузовых машин архитектора Константина Мельникова. В 2024 году в историческом здании планируется открыть постоянную экспозицию Музея транспорта Москвы. Соответствующее постановление подписал Сергей Собянин.

Проект реставрации, разработанный архитекторами Юрием Григоряном и Борисом Савиным, предусматривает возвращение зданию исторического облика. В частности, будут восстановлены скошенные фронтоны, световой фонарь и утраченные ленточные наклонные витражи, формирующие абрис кровли. Также планируется разобрать поздние хозяйственные постройки и перегородки, искажающие оригинальный образ памятника архитектуры.

А в сентябре 2022 года стало известно, что строительные работы в музейном комплексе будут завершены в следующем году, а выставку планируют открыть к концу 2024 года. Среди экспонатов будут уникальные, которых нет в других транспортных музеях и общедоступных частных коллекциях, в том числе:

— единственная воссозданная конка 1872 года, в которой установлена подлинная ходовая часть;

— трамвайные вагоны на тележках Беккера Ф и БФ (вагон БФ — один из двух, сохранившихся в мире);

— легковой КИМ-10-50 — один из пяти сохранившихся автомобилей этой марки, единственный в комплектном ходовом состоянии;

— крановая платформа СВАРЗ, всего было произведено шесть таких экземпляров, из которых сохранилось до сегодняшнего дня только два;

— полуторка ГАЗ-АА, которая участвовала в боевых действиях под Истрой во время Великой Отечественной войны;

— МАЗ-200, использовавшийся при строительстве Третьего транспортного кольца;

— троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ — единственный сохранившийся из серии машин, специально построенных для эксплуатации на территории Выставки достижений народного хозяйства в 1956 году;

— ЗИС-154 — первый советский автобус с дизель-электрической трансмиссией, который производился на заводе имени Сталина в Москве;

— метровагон «Яуза» — носитель уникальной инженерной конструкции, которая повлияла на строение всех современных российских поездов;

— вагон «Номерной» — самый многочисленный российский вагон, эксплуатируемый до сих пор во многих метрополитенах мира;

— единственный сохранившийся метровагон берлинского метрополитена в восьмидверной модификации.

В Музее транспорта Москвы создадут высокотехнологичное мультимедийное пространство. Рассказ об истории московского транспорта будет основан в том числе на личных воспоминаниях и дневниках пассажиров.

С помощью современных музейных технологий посетители смогут познакомиться с историей возникновения и развития транспортной системы Москвы, включая формирование кольцевого движения, появление магистралей, хорд, эстакад и транспортно-пересадочных узлов. Для юных гостей разработают специальный интерактивный маршрут. Кроме постоянной экспозиции, в музее разместят мультиформатный центр для проведения выставок, культурных и образовательных мероприятий. Также появится общедоступная библиотека технической и популярной литературы о транспорте. Планируется, что музей станет еще одной образовательной площадкой, где будут проходить просветительские программы, благодаря которым слушатели получат углубленные знания о транспортной системе города. На территории музея разместят павильон «Автолаборатория», предназначенный для мероприятий по профориентации, а также проведения теоретических и практических занятий по азам транспортного машиностроения для детей и взрослых. Для всех желающих будет работать коворкинг с Wi-Fi.

Рядом с музеем разместится «Депо. Три вокзала» — новое общественное пространство, включающее фуд-молл, бизнес-кластер, а также предприятия торговли, гастрономические проекты, кинопаркинг.

Август, 2022

Сайт www.mtmuseum.com
Адрес Россия 105066 Москва Новорязанская 27 стр. 1, стр. 3
Статус в стадии реализации
ТИП “РЕ” реставрация
ПЕРИОД “РЕ” 2021-2023
Вам также будет интересно