Завершается демонтаж строительных лесов в интерьере Смольного собора

В 2022 году завершаются работы по реставрации штукатурной отделки, лепного декора и металлических оконных заполнений барабана центрального купола. Стоимость контракта 2022 года составляет 39,9 млн. руб. В настоящее время производится демонтаж неинвентарных лесов высотой 72 метра. Все работы будут завершены к маю 2022 года.

Реставрация фасадов собора проводилась в 2015-2016 годах по программе КГИОП. Финансирование составило 481,6 млн. руб.

В 2017 году началась реставрация интерьеров храма. Из средств бюджета Санкт‑Петербурга с 2017 по 2021 годы на эти работы было выделено 422,9 млн. руб.

«В этом году мы заканчиваем семилетнюю реставрацию Смольного собора. Интересная деталь: реставраторы нашли свидетельство несостоявшегося замысла Василия Петровича Стасова расписать своды и арки монохромной росписью гризайль. Живописное оформление в стиле классицизма означало бы «изгнание» духа Растрелли, и Николай I повелел росписи забелить. В ходе реставрационных работ выполнена музеефикация пробного участка росписи», - рассказал Председатель КГИОП Сергей Макаров. 

«История собора была очень непростой: 87 лет от момента закладки до освящения собор строили, 87 лет до 1924 года совершались богослужения, и ровно 87 лет собор был использован под совершенно другие нужды, и только через 87 лет сюда снова пришла молитва. Реставраторам пришлось здорово потрудиться. Местами была уже аварийная ситуация, начинали обрушаться карнизы на высоте 15-20 метров, и мы тогда еще вместе с администрацией концертного зала старались ограждать эти участки», - рассказал настоятель Смольного собора протоиерей Петр (Мухин)

***

Интерьер собора завершен архитектором Василием Петровичем Стасовым в 1832-1835 годах.

Проведена реставрация тамбура из сосновой и дубовой древесины, украшенного резными элементами из массива дуба. Тамбур был сооружен в 1875-1876 годах по проекту архитектора Петра Самсонова.

Выполнена реставрация дверей из древесины хвойных пород северного и южного входов; оконных деревянных и металлических заполнений молельного зала; стен, арок и сводов молельного зала; полов и ступеней солеи из натурального мрамора; лепных архитектурных элементов; металлодекора на хорах; кованых ограждений; архитектурного убранства внутренних поверхностей центрального барабана, купола и «фонарика».

Пол в молельном зале из крупноразмерной ревельской плиты был впервые настелен в 1830-х годах. За время эксплуатации собора под складские цели большое количество плит было испорчено сколами, сквозными трещинами, поверхность покрылась провалами и кавернами. В начале 1990-х годов при организации концертно-выставочного зала реставрация полов не проводилась.

В ходе работ временный пол был демонтирован, а исторический пол из каменных плит – отреставрирован, при этом порядка 30% плит были воссозданы.

Выполнить отделку фустов, баз и пьедесталов колонн белым искусственным мрамором – также идея Стасова. Все большие колонны были отделаны оселковым (искусственным) мрамором в 1834 году, работы выполнял скульптор Николай Кампиони.

Восстановление отделки колонн оселковым мрамором проводилось с 1990-х годов. Работы выполнялись отдельными захватками, и к началу нынешней реставрации в соборе из 46-ти полукруглых колонн на 25-ти отделка была отреставрирована. К настоящему времени эти работы завершены.

Восстановлена историческая система освещения зала.

В 2018 году для экспонирования в Смольный собор была перевезена 200-летняя деревянная скульптура ангела с купола церкви Святой Великомученицы Екатерины на Кадетской линии. Вес скульптуры – около 2 тонн, высота -  3,85 м (без креста), ширина (по размаху крыльев) - 1,35 м. На куполе была установлена точная копия ангела с воссозданным крестом.

Кроме того, по программе КГИОП ведется реставрация интерьеров церквей, расположенных в  угловых башнях корпусов Смольного монастыря.

В 2021 году по программе КГИОП завершены работы по реставрации церкви святых Захарии и Елизаветы (северо-западной), которые велись с 2018 года (проект разработан в 2017 году) и церкви святого Александра Невского при Александровском институте (северо-западной, в среднем ярусе башни) (проект разработан в 2018 году).

В 2021 году началась реставрация интерьеров церкви святой Великомученицы Екатерины (северо-восточной) – главной церкви Императорского Воспитательного Общества благородных девиц. Она уникальна тем, что её барочная отделка сохранилась практически в первоначальном виде, какой её задумал и реализовал Растрелли. Временем окончания отделки храма принято считать конец 1762 года. В текущем году реставрация продолжится.

***

Собор Воскресения Словущего входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Смольный монастырь».

При Петре I существовал «Смольный двор» – казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднен в 1733 году). Рядом с этим двором в 1714-1715 гг. был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь.

Результатом явился высочайше одобренный проект Франческо Бартоломео Растрелли.

Монастырь имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его архитектурной доминанты – стометрового пятиглавого собора – повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.

В угловых башнях корпусов, обращенных к собору, расположены четыре одноглавые церкви, вторящие угловым главам собора, а силуэтам церквей, в свою очередь, соответствуют декоративные башни на внешних углах ограды.

В 1756 году финансирование строительства начало резко сокращаться в связи с начавшейся Семилетней войной. Отделочные работы были завершены в 1768 году, однако вскоре монастырь был упразднен и собор остался неосвященным.

К 1820-м годам собор начал разрушаться, в сводах появились трещины. Указом Николая I от 1828 года собор был достроен и освящен как Собор всех учебных заведений. Восстановление храма велось по проекту и под руководством архитектора Василия Петровича Стасова.

Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда.

В помещениях церквей, расположенных в угловых башнях корпусов, разместился архив Ленинградского обкома КПСС, что спасло уникальные интерьеры от уничтожения.

В 2002-2006 годах выполнялась реставрация несущих и ограждающих конструкций пяти луковичных глав с крестами; воссоздание главного креста; воссоздание балюстрады на кровле нижнего объема; раскрытие окон цокольного этажа; благоустройство территории.

Источник и фото: Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга