В выставочном зале Московского дворца пионеров восстановили панно
Историческое панно в выставочном зале Московского дворца пионеров на Воробьевых горах восстановлено в ходе реставрации его корпусов. Об этом сообщает mos.ru.
Композиция расположена на одной из торцевых стен выставочного зала первого корпуса и занимает пространство первого и второго этажей. Здесь по фактурной штукатурке прорезаны борозды, в которые утоплены мелкие стеклянные плитки, покрытые зеркальной поталью с золотистым тонирующим слоем лака. Рисунок, состоящий из прямых и пересекающихся между собой косых линий, со сложной авторской отделкой смальтой складывается в картину, причем свет, скользящий по золотистым элементам, образует живые переливы.
«Панно за период эксплуатации зала было значительно повреждено. Фактурная штукатурка имела множественные места с пустотами, загрязнения и обилие тонких трещин. Также было много фрагментов мозаики темного-синего цвета, просто покрытых золотой краской. Часть панно утрачена при устройстве дополнительного дверного проема, а некоторые его элементы — при прокладке инженерных сетей. В местах примыкания панно к оконным и дверным проемам историческая поверхность была покрыта слоями ремонтной шпаклевки и масляной краски. Сохранившиеся детали мозаики имели потертости и сколы, особенно в нижней части», — рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.
Панно аккуратно отмыли от накопившихся загрязнений специальными очищающими составами. Все места с пустотами пропитали несколько раз клеевым раствором и прижимали их к основанию, чтобы укрепить слой штукатурки. Восстановили утраченную часть панно. Для этого демонтировали двери и заложили проем, а затем оштукатурили этот участок до уровня авторского слоя и с помощью специальных инструментов и кварцевого песка придали покрытию необходимую фактурность. Причем штукатурку для этого изготовили схожую по составу и цвету с исторической. Затем линии рисунка продлили и уложили в них кусочки смальты. Места около окон и дверных проемов пропитали специальными растворами и аккуратно вручную сняли слои масляной краски и шпаклевки.
Во время процесса очистки реставраторы обнаружили, что утраченные плитки во время предыдущих ремонтных работ замещали штукатуркой более темного цвета. Все эти элементы были удалены, а их место заполнили заколерованным в основной цвет составом. Но самую трудоемкую работу реставраторы проделали по изготовлению мозаичных плиток, близких к авторским по цвету и фактуре. Плитки смальты, подготовленные по размеру, оклеивали по специальному лаку зеркальной поталью (золотистая фольга, имитирующая сусальное золото), а затем окрашивали лаком золотистого цвета. После высыхания каждую плитку вклеивали на место и при необходимости еще раз дополнительно тонировали. Кроме того, окрашивали и подлинные фрагменты плитки, которые утратили декоративное покрытие.
Теперь панно выглядит таким же, каким его задумывали авторы Московского дворца пионеров, а новые и отреставрированные кусочки смальты вернули ему яркость.
Композиция расположена на одной из торцевых стен выставочного зала первого корпуса и занимает пространство первого и второго этажей. Здесь по фактурной штукатурке прорезаны борозды, в которые утоплены мелкие стеклянные плитки, покрытые зеркальной поталью с золотистым тонирующим слоем лака. Рисунок, состоящий из прямых и пересекающихся между собой косых линий, со сложной авторской отделкой смальтой складывается в картину, причем свет, скользящий по золотистым элементам, образует живые переливы.
«Панно за период эксплуатации зала было значительно повреждено. Фактурная штукатурка имела множественные места с пустотами, загрязнения и обилие тонких трещин. Также было много фрагментов мозаики темного-синего цвета, просто покрытых золотой краской. Часть панно утрачена при устройстве дополнительного дверного проема, а некоторые его элементы — при прокладке инженерных сетей. В местах примыкания панно к оконным и дверным проемам историческая поверхность была покрыта слоями ремонтной шпаклевки и масляной краски. Сохранившиеся детали мозаики имели потертости и сколы, особенно в нижней части», — рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.
Панно аккуратно отмыли от накопившихся загрязнений специальными очищающими составами. Все места с пустотами пропитали несколько раз клеевым раствором и прижимали их к основанию, чтобы укрепить слой штукатурки. Восстановили утраченную часть панно. Для этого демонтировали двери и заложили проем, а затем оштукатурили этот участок до уровня авторского слоя и с помощью специальных инструментов и кварцевого песка придали покрытию необходимую фактурность. Причем штукатурку для этого изготовили схожую по составу и цвету с исторической. Затем линии рисунка продлили и уложили в них кусочки смальты. Места около окон и дверных проемов пропитали специальными растворами и аккуратно вручную сняли слои масляной краски и шпаклевки.
Во время процесса очистки реставраторы обнаружили, что утраченные плитки во время предыдущих ремонтных работ замещали штукатуркой более темного цвета. Все эти элементы были удалены, а их место заполнили заколерованным в основной цвет составом. Но самую трудоемкую работу реставраторы проделали по изготовлению мозаичных плиток, близких к авторским по цвету и фактуре. Плитки смальты, подготовленные по размеру, оклеивали по специальному лаку зеркальной поталью (золотистая фольга, имитирующая сусальное золото), а затем окрашивали лаком золотистого цвета. После высыхания каждую плитку вклеивали на место и при необходимости еще раз дополнительно тонировали. Кроме того, окрашивали и подлинные фрагменты плитки, которые утратили декоративное покрытие.
Теперь панно выглядит таким же, каким его задумывали авторы Московского дворца пионеров, а новые и отреставрированные кусочки смальты вернули ему яркость.