В Выборгском замке появится панорамный лифт

В Выборгском замке появится панорамный лифт

В башне Олафа Выборгского замка после проведения реконструкции появится панорамный лифт. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ленинградской области. 

Измененный проект реконструкции башни получил необходимые согласования. На выполнение работ направлено почти 185 млн рублей. Он предполагает, кроме монтажа лифта, восстановление лестницы внутри башни и реставрацию стен. Работы планируется завершить в 2022 году. В пресс-службе добавили, что стены башни и ступени лестницы получат подсветку.

Башня Святого Олафа — главная башня Выборгского замка, первое сооружение Выборга, один из самых высоких в Европе и единственный на территории России средневековый донжон. Башня названа в честь святого Олафа — норвежского короля, активно боровшегося с язычеством и канонизированного церковью после гибели. Какие-либо документальные свидетельства о ходе строительстве замка до середины XV века отсутствуют, и приблизительное представление о первоначальном облике постройки основано лишь на археологических исследованиях. 

В 1540-х гг. парадные помещения были отделаны деревянными панелями. Об этом свидетельствуют сохранившиеся строительные отчеты, а также письмо короля Швеции Густава Васы к наместнику замка Класу Кристерссону Хорну, с требованием привести в порядок башню, дабы обеспечить «хорошую защиту королевским покоям здесь и по другую сторону внутреннего двора». Вероятно, эти помещения предназначались для приема короля в случае его визита в Выборг. 

Уже при основании замка башни такого типа, как и сами принципы вертикальной обороны, все ещё применявшиеся тогда в Швеции, были почти устаревшими для центральной Европы. Будучи европейской периферией, Швеция продолжительное время отставала от неё как в фортификации, так и в развитии архитектуры в целом. 

В связи с развитием артиллерии к середине XVI в. башня св. Олафа, неспособная противостоять артиллерийскому огню и непригодная для размещения орудий, нуждалась в модернизации. В правление короля Густава Васа началась подготовка к перестройке донжона Выборгского замка. Строительные работы велись уже при Эрике XIV в 1561—1564 гг. Возглавил работы немецкий мастер Иоганн (Ханс) де Порте, известный также под прозвищем Месс («измеритель»), позднее руководивший строительством Рогатой крепости. Верхние ярусы были разобраны до уровня второго этажа и на этом каменном основании началось новое строительство из кирпича. Башня стала семиэтажной: два надстроенных этажа повторяли четырёхгранную форму основания, а трем верхним придали форму восьмигранника для эффективного размещения артиллерии. Внутри башни соорудили каменную лестницу и деревянные межэтажные перекрытия. Крышу изготовили из бревен и досок и покрыли кровельным свинцом, специально доставленным из Стокгольма. Для подъёма тяжелых пушек и боеприпасов к ним на уровне четвёртого яруса установили подъёмник с системой блоков, а в центре перекрытий устроили большой четырёхугольный проем. В связи с нехваткой материала при возведении верхних ярусов использовались камень и кирпич башен оборонительной стены замка, разобранных в те же годы. По завершении работ на стену башни были перенесены часы из замковой часовни. 

Во время осады города в 1710 г. войсками Петра I верхние этажи башни были разрушены артиллерийским огнем. Ещё больший урон впоследствии нанесли пожары. В 1834 г. пожар, произошедший от удара молнии во флагшток башни, уничтожил деревянные перекрытия. А в 1856 г. от огней фейерверка по случаю открытия Сайменского канала загорелся купол, после чего огонь распространился на весь замок. 

Только спустя 30 лет российское Военно-инженерное ведомство начало восстановительные работы, проводившиеся под руководством инженер-полковника Э. Лезедова в 1891-94 гг. В ходе реконструкции были утрачены остатки средневековых интерьеров. Башня получила новый шлемовидный купол, проект которого был выполнен в Берлине, у входа было построено крыльцо из гранита, а внутри башни — металлическая лестница для подъёма на смотровую площадку. Перекрытия ярусов не восстанавливались. В таком виде башня и просуществовала до наших дней.