В павильоне № 5 на ВДНХ отреставрировали росписи

На территории ВДНХ в павильоне № 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР) специалисты Департамента капитального ремонта города Москвы продолжают ремонтно-реставрационные работы. Павильону возвращают не только его исторический архитектурный облик и оформление интерьеров образца 1950-х годов, но и первоначальное назначение — музейно-выставочное. Планируется, что после реставрации здесь разместится музей комплекса городского хозяйства Москвы. 

Сейчас отреставрирована и воссоздана живопись в Вводном и Центральном залах павильона. Эти помещения и арочные проходы между ними расписали к открытию экспозиции Латвийской ССР в 1954 году. Роспись просуществовала до 1960-х, пока павильон не перепрофилировали под экспозицию «Физика». Тогда одну часть уникального декора закрасили, а другую закрыли листами фанеры. 

«Перед тем, как приступить к реставрации и воссозданию живописи, были составлены подробные схемы-картограммы разрушений и утрат. Работы стартовали в начале этого года, в них были задействованы две команды художников-реставраторов. Примечательно, что во всех деталях, украшающих интерьер павильона, прослеживалась латвийская аутентичная орнаменталистика. Именно она увязывала весь декор воедино. За основу для реставрации и воссоздания были взяты сохранившиеся фрагменты живописи и архивные фотоматериалы», — рассказал Петр Бирюков, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы.

Оформление колонн в Вводном зале сохранилось практически в идеальном состоянии. Живописный декор удалось обнаружить при демонтаже фанерных фальшстен. Стволы колонн оказались перетянуты несколькими чеканными поясками из меди, а между ними располагалась роспись, напоминающая природный камень. 

Специалистам пришлось восстановить лишь те участки, где были вбиты гвозди, на которых крепились фальшстены. В этом же зале была найдена роспись на плафоне и фризе, который его обрамляет. Прежде она была скрыта под слоями краски. Когда их смыли, то оказалось, что плафон расписан под рогожку, а на фризе изображен орнаментальный рисунок из дубовых и лавровых листьев, колосьев и лент, которые образуют плавную волну. 

По словам главы комплекса городского хозяйства, живопись в арочных проходах между Центральным и Вводным залами также была скрыта под многочисленными слоями краски, которые удалось расчистить. Сейчас стены и своды проходов расписаны так, что складывается общий большой геометрический рисунок из ромбов, который особенно виден на расстоянии. На своде изображены звезды, колосья, цветы, заключенные в геометрическом рисунке, выполненные краской под позолоту. На стенах изображены сложные геометрические фигуры, а поверх них с помощью валика нанесена тонкая сеточка. Именно таким был этот декор изначально. 

В Центральном зале были найдены два из четырех сюжетов авторской живописи. Участки стен оказались украшены росписями в технике гризайль и целиком покрыты трафаретным рисунком. Установлено, что в 1954 году они были частями выставочных стендов. 

«Первый сюжет был найден под листом фанеры и сохранился практически без повреждений. Композиция состоит из колосьев злаковых культур и клевера. Второй был много раз перекрашен, его раскрыли и в местах утрат авторского красочного слоя выполнили тонировку. Эта композиция посвящена наукам (физике и химии): изображены микроскоп, стеклянные колбы и книги. Два оставшихся сюжета воссоздали заново. Для этого были созданы их эскизы в натуральную величину, а затем с помощью кальки рисунок переносили на подготовленную основу, после чего он дорабатывался в цвете и манере авторской живописи. На одном из сюжетов изображены листья клевера, а на последнем, четвертом, представлена композиция из национального музыкального инструмента, дубовых листьев и свитка», — уточнил Петр Бирюков.

Сейчас все отреставрированные росписи укрыли защитными материалами, поскольку реставрация самого павильона еще продолжается. Завершение работ по воссозданию исторического облика павильона, а также его реставрация и приспособление под современное использование планируются в следующем году. 

Павильон «Физика» построен в 1954 году по проекту коллектива архитекторов — А.Я. Айварса, В.И. Закиса и К.Я. Плуксне. Он расположен в самой глубине сквера Прибалтийских республик и занимает центральное место в его композиции. Это подчеркивает портик с яркими майоликовыми вставками. 

ВДНХ — уникальное общественное пространство с 80-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны. Общая площадь ВДНХ — более 325 гектаров. 

В 2014 году началась масштабная программа возрождения выставки. По решению москвичей ей вернули историческое название — ВДНХ (с 1992 года использовали название «Всероссийский выставочный центр»), а специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных шедевров комплекса. Сегодня уже полностью завершена реставрация 16 объектов, по 10 объектам закончен ремонт фасадов и интерьеров, еще 23 пока находятся в работе.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы, фото: Департамент капитального ремонта города Москвы