Царский павильон Николаевской железной дороги признан памятником архитектуры

Царский павильон Николаевской железной дороги признали объектом культурного наследия регионального значения. Здание расположено по адресу: Комсомольская площадь, дом 1а, строение 2.

«Царский павильон Николаевской железной дороги включили в реестр объектов культурного наследия. Здание — пример хорошо сохранившейся небольшой станционной постройки конца XIX века. Оно имеет оригинальное архитектурное решение в восточном стиле. Интересно, что при его строительстве был использован самый лучший формовочный кирпич, а также особый сорт благородного тарутинского камня для его облицовки. До наших дней павильон сохранил композицию и декор фасадов, которые имеют большую архитектурно-художественную и историческую ценность», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Статус объекта культурного наследия обеспечивает зданию государственную охрану: его нельзя сносить, а владельцы и арендаторы не имеют права проводить в нем какие-либо работы без согласования с городом.

История строительства павильона связана с развитием московского железнодорожного узла и с подготовкой к коронации Николая II. План строительства железной дороги от Петербурга до Москвы был утвержден в начале 1840-х годов.

Проект царского павильона был выполнен Генрихом Викторовичем Войневичем (1853–1913). Он был архитектором управления Николаевской железной дороги (с 1923 года — Октябрьская железная дорога). Войневич окончил Императорскую академию художеств в 1886 году в звании классного художника-архитектора второй степени, работал на строительстве храма Воскресения на Крови в Санкт-Петербурге.

Здание было построено в 1896 году из красного облицовочного кирпича и декорировано тарутинским камнем. Вестибюль, чей фасад выходил к Каланчевской улице, венчает купол, а основной зал — небольшая башня со шпилем. Покрытие крыши выполнено из цинка.

Планировалось, что царский поезд из Санкт-Петербурга прибудет на станцию Москва-Каланчевская, что у Николаевского вокзала (ныне Ленинградского). И в специально обустроенном парадном павильоне состоится встреча нового царя с московской знатью.

Однако со временем выяснилось, что по ряду причин эта станция не подходит для торжественного въезда. Слишком мало места для парадных карет с лошадьми, Каланчевская и Мясницкая улицы, куда должна была двинуться процессия, слишком тесные.

План изменился, и царский поезд прибыл по соединительной Алексеевской ветке на Смоленский вокзал (Белорусский). А для встречи со знатью был спешно сооружен павильон у Тверской заставы по проекту Льва Николаевича Кекушева. Его разобрали через несколько лет.

Царский павильон у Николаевского вокзала нечасто использовался императорской семьей. Впервые Николай II посетил его через несколько месяцев после своей коронации по пути из Нижнего Новгорода, возвращаясь с Всероссийской промышленно-художественной выставки. Также он приезжал сюда на открытие возле храма Христа Спасителя памятника Александру III в мае 1912 года. Платформу тогда выстлали коврами, а внутри павильон задрапировали тканями.

После Февральской революции, 21 апреля 1917 года в бывшем царском павильоне состоялось заседание железнодорожников московского узла. На нем было принято решение «считать настоящее собрание образованным районным Советом рабочих депутатов железнодорожников», после чего в Москве явочным порядком оформился и Железнодорожный район, который территориально объединял служащих, мастеровых и рабочих железнодорожного узла в пределах Окружной железной дороги. Какое-то время и сам райсовет размещался в этом же здании. Позднее здесь проходила первая общегородская конференция Союза рабочей молодежи «III Интернационал».

В 1930-е годы павильон стал играть роль вокзала платформы Каланчевская пригородного сообщения.

В 1932 году началось строительство первой очереди Московского метрополитена. От Каланчевской площади до Сокольников оно велось способом открытой проходки. В честь комсомольцев-метростроевцев Каланчевская площадь была переименована в Комсомольскую. Первая очередь метро была открыта в 1935 году.

В наши дни здание используется в качестве кассового павильона станции Москва-Каланчевская.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы