Состоялась Российская креативная неделя

Сергей Собянин принял участие в Российской креативной неделе, которая проходит в ЦПКиО имени Горького.

«Вообще такая отрасль — это же не отрасль, это, мне кажется, больше образ мышления, жизненные установки. Каждый на своем месте должен сделать что-то такое, что до него не делали. И сделать это так, чтобы это было интересно всем, продвинуть свое направление, свое предприятие, отрасль на шаг вперед, — отметил Сергей Собянин. — Синергия огромного количества людей, инфраструктуры и городской среды, конечно, дает нам потенциал и уверенность, что Москва будет одним из креативных лидеров мира».

Креативные кластеры и активное развитие 
К креативным индустриям обычно относят такие направления экономики, как арт-индустрия, фотография, реклама, ювелирное дело, исполнительское искусство, полиграфия, издательская деятельность, кино, теле- и радиовещание, информационные технологии, разработка программного обеспечения и видеоигр, производство музыкальных инструментов, архитектура и проектирование, охрана культурного наследия, музейное, библиотечное и архивное дело, дизайн и творческое образование.

Дизайнеры непосредственно участвуют в оформлении города, в его благоустройстве, создании общественных пространств. И задача состоит в том, чтобы создать среду мирового уровня, чтобы ей можно было гордиться.

«Архитекторы, дизайнеры очень востребованы на новостройках города, потому что требования к новому строительству, архитектуре, дизайну кратно увеличились, — подчеркнул Мэр Москвы. — Огромная отрасль — это реставрация исторических объектов. Был целый поток заказов, и, соответственно, искусствоведы, архитекторы, дизайнеры, историки работают на сотнях объектов».

По оценкам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в Москве действуют 113 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере креативной индустрии. Их общая выручка превышает три триллиона рублей. Таким образом, креативные индустрии создают 6,3 процента валового регионального продукта Москвы. Кроме того, столичные организации — это 54 процента от общего объема креативной индустрии России.

В компаниях этого сектора экономики работают 463 тысячи человек. С учетом людей творческих профессий, работающих в других отраслях, общая занятость в креативных профессиях составляет 1,1 миллиона человек — это около 13 процентов всех занятых в столице.

Активный рост креативных индустрий — одна из самых заметных черт современных городов. Привлекательность Москвы для организаций из этой сферы обусловлена многими факторами, и один из ключевых — это комфортная городская среда. Люди творческих профессий выбирают столицу из-за возможностей, среди которых хорошее образование, медицина, развитый общественный транспорт, зеленые пространства, безопасность и удобные онлайн- и офлайн-сервисы.

Сегодня дизайн стал не только маркетинговым ходом, но и инструментом управления. «На сегодня емкость рынка дизайна в России — это больше триллиона рублей, и потенциал удваивается каждые два-три года. И большая часть этого рынка находится в Москве», — добавил президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий.

По его словам, у Москвы огромный экспортный потенциал дизайнерских услуг, отечественные специалисты задействованы в автомобилестроении, создании телефонов, бытовой техники. «Мы смогли стать финалистами, конечно, очень надеемся, что станем победителями проекта “Столица мирового дизайна”. Это достижение на уровне чемпионатов мира. Таких городов очень мало».

Крупнейшими работодателями в креативной сфере стали разработка программного обеспечения и видеоигр, реклама, издательская деятельность, архитектура, мода, кино и анимация. 

С отраслевой точки зрения в Москве сформировались три крупных кластера креативных индустрий:

— информационный кластер, объединяющий разработчиков программного продукта, видеоигр, издательскую деятельность и рекламу;

— медиакластер (музыка, исполнительское искусство, кино, анимация, теле- и радиовещание, арт- и фотоиндустрия);

— дизайн-кластер (мода, дизайн, архитектура и ювелирное дело). 

Также у организаций креативной сферы есть территориальная особенность — они тяготеют к нескольким офисным кварталам, часто созданным на базе бывших промышленных предприятий. Такое расположение предлагает максимально комфортную среду для работников творческих профессий, и в Москве уже сформировалось около 12 крупных креативных площадок, например Трехгорная мануфактура, Москва-Сити, «Винзавод» и Atrplay.

«У нас сегодня пять или шесть креативных технопарков, очень неплохих, интересных, которые огромное количество москвичей посещает, и таких технопарков может быть не пять, может быть 25», — сказал Мэр Москвы.

При запросе бизнеса город готов закладывать новые площадки для креативной отрасли при развитии новых территорий и реорганизации промзон, площадь которых достигает 14 тысяч гектаров.

«По сути дела, это один из самых масштабных проектов по реорганизации города, и точно промышленными предприятиями мы там все не займем, это абсолютно не нужно. Но для креативных индустрий, для музейного пространства, для съемочного пространства, для айтишников и так далее — огромный спектр возможностей. Мы сделаем предложение. Вопрос в инвесторах, в желании этим заниматься», — отметил Сергей Собянин.

На встрече с представителями креативной индустрии Мэр Москвы отметил, что город готов создавать новые возможности для развития дизайна, искусства и кино, так как креативная отрасль стала неотъемлемой частью экономики столицы.

Недавно в Москве заработал центр управления бизнесом, который будет консультировать представителей креативных, творческих профессий. Также расширяется проект открытых мастерских для художников.

Генеральный директор АО «Роскино» Евгения Маркова напомнила, что российское кино вышло на седьмое место в мировом прокате. «90 процентов компаний-производителей находятся в Москве, да и кино занимает 18 процентов в креативной индустрии города, — сказала она. — Фильмы, которые были созданы здесь, вошли в топ-5, в топ-10 и даже на первое место вышли на Netflix, такого не было никогда».

Поддержка креативных индустрий
В 2020 году Правительство Москвы создало Агентство креативных индустрий. В его задачи входит поддержка креативных индустрий, формирование положительного имиджа Москвы и ее позиционирование как международной столицы креативных индустрий. 

Агентство осуществляет поддержку по следующим направлениям:

— международное продвижение — мероприятия, направленные на популяризацию креативных индустрий, продвижение продукции и услуг столичных креативных компаний (участие в онлайн-форуме российского аудиовизуального контента Key Buyers Event, Международном фестивале анимационных фильмов в городе Анси (Франция), организация стендов Created in Moscow на ярмарках современного искусства Blazar и Cosmoscow, стенда московских издателей на ярмарке NON Fiction и других);

— информационно-аналитическая помощь — предоставление доступа к аналитическим исследованиям по отдельным отраслям креативных индустрий (индустриям моды и видеоигр, архитектуры, дизайна);

— образование — акселерационные программы, образовательные семинары, бизнес-события (Moscow Film Accelerator, акселератор креативных индустрий и другие);

— развитие инфраструктуры — создание креативных технопарков, реализация совместных проектов с креативными кластерами города, поддержка и развитие локальных креативных пространств (создан первый креативный технопарк — центр дизайна Artplay — со специализацией архитектура, дизайн и искусство; в центре — более 400 компаний, в том числе свыше 60 архитектурных бюро, 40 дизайн-студий, 20 рекламных агентств, работают около 3,5 тысячи человек);

— финансовая поддержка — компенсация затрат на выставочные мероприятия в России и за рубежом, рекламу в интернете, интернет-продвижение и доставку товаров, приобретение оборудования; субсидии на обучение сотрудников, субсидии и гранты для экспортеров, гранты анимационным компаниям.

Еще один важный проект Агентства креативных индустрий — это подача и продвижение заявки Москвы на международный конкурс World Design Capital 2024 года (WDC, Мировая столица дизайна), организованный международной неправительственной организацией дизайна World Design Organization (WDO).

Проект WDC 2024 года призван подчеркнуть важность использования дизайна в вопросах эффективного проектирования и расширения возможностей городов, а также обеспечить презентацию конкурентных преимуществ города на мировом уровне с экономической, социальной, культурной и экологической точек зрения.

Москва вышла в финал конкурса и стала одним из двух претендентов на звание мировой столицы дизайна в 2024 году. Вторым финалистом конкурса стала совместная межнациональная заявка городов Сан-Диего (США) и Тихуана (Мексика). Объявление города-победителя ожидается в октябре 2021 года.

Традиционно в список финалистов (шорт-лист) отбираются две страны-участницы, одна из которых после инспекционного визита WDO и последующей оценки его результатов станет победителем конкурса и получит звание World Design Capital 2024 года.

Экспозиция Москвы на Российской креативной неделе
Российская креативная неделя — главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, которое демонстрирует достижения российских организаций в области креативной экономики.

В 2021 году форум проводится с 26 по 29 августа. В нем принимают участие представители 14 креативных индустрий: дизайн, искусство, ИТ, музыка и саунд-дизайн, телевидение, мода, образование, маркетинг, разработка игр, издательское дело и журналистика, новые медиа, кино, компьютерная графика, архитектура и урбанистика.

В рамках недели проходят тематические лекции, дискуссии, сессии, а также работают творческие лаборатории для детей и взрослых.

На стенде Created in Moscow свою оригинальную продукцию демонстрируют семь представителей креативной индустрии столицы.

Среди них:

— компания SoundDesigner.PRO с проектами SonoTheater (иммерсивная аудиосистема на основе искусственного интеллекта для повышения жизненного комфорта, позволяющая, находясь дома, почувствовать себя в любой точке планеты) и AutoVoice (интерактивная звуковая система для электротранспорта);

— компания Bonnie & Slide с проектом Wonderslide — сервисом для автоматической отрисовки ярких и красивых слайдов, в основе которого лежат технологии компьютерного зрения и искусственного интеллекта;

— компания THĒ с проектом «Цифровой аватар» (это виртуальная сущность, расширяющая коммуникативные возможности человека, группы людей, бренда или идеи; игровой образ для взаимодействия с аудиторией);

— компания Altspace с технологией вывода 3D- AR-графики поверх снимаемого изображения в реальном времени (зрители смогут взаимодействовать со сценой и сменить объект в реальном времени; технология активно используется в ряде гоночных серий и при работе с автономным транспортом);

— компания Russian VR Seasons с интерактивным анимационным VR-сериалом «Под подушкой», построенным на идее использования игровых движков для создания мультиформатных продуктов; это и VR-фильм для индивидуального просмотра, и VR-игра для парков развлечений, и традиционный мультфильм для обычных экранов;

— компания «Мобильный художественный театр» с проектом «Театр в кармане» — это приложение с аудиоспектаклями для детей и взрослых, которые можно прослушивать во время прогулок по Москве, занятий бегом; с помощью технологии дополненной реальности сюжет встраивается в маршрут и все, что видит перед собой зритель, является частью спектакля;

— компания Sxema 3d c технологией создания виртуальной одежды (платья, костюмы, куртки, юбки и другие предметы гардероба представлены в трехмерном, объемном и анимированном виде, такие вещи можно надеть как на цифрового инфлюенсера, так и на настоящего человека).

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы
Комментарии