На ВДНХ завершилась реставрация павильона № 1 «Центральный»
На ВДНХ завершилась реставрация павильона № 1 «Центральный». Здесь планируют разместить постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. Об этом Сергей Собянин сообщил в своем телеграм-канале.
Монтаж будущей экспозиции начался одновременно с завершением реставрации павильона. В восьми выставочных залах представят 40 произведений искусства, включая живописные работы, скульптуры, мозаичное панно, барельеф и видеоинсталляцию. В основном экспонаты относятся ко времени строительства павильона № 1 — 1950-м годам. Кроме того, здесь можно будет увидеть более ранние работы и картины современных художников.
Среди экспонатов — полотна Александра Дейнеки «На открытии колхозной электростанции» (1952 год) и «Хорошее утро» (1959–1960), барельеф Исидора Фрих-Хара «Праздник в азербайджанском колхозе» (1939), картина Аркадия Пластова «Летом» (1959–1960), скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» (авторская уменьшенная копия, 1936) и Ивана Шадра «Девушка с веслом» (1934–1935).
Одним из главных украшений выставки станет горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», созданный специально для павильона «Центральный» группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем в 1950-х годах. Произведение, ранее считавшееся утраченным, нашли в 2014 году в ходе демонтажа поздних торговых конструкций.
Первую выставку шедевров Третьяковской галереи планируют открыть на ВДНХ осенью 2022 года. Она продлится год, а затем ей на смену придет другая экспозиция из коллекции главного художественного музея страны.
Павильон № 1 «Центральный»
Здание павильона № 1 «Центральный» (до 1963 года — «Главный») построили в 1950–1954 годах по проекту архитекторов Георгия Щуко и Евгения Столярова взамен прежнего деревянного павильона, который не вписывался в новую архитектурную композицию ВДНХ 1950-х годов. Общая площадь здания — 9,4 тысячи квадратных метров. Высота (со шпилем) достигает 97 метров.
Сегодня монументальное сооружение имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Павильон состоит из девяти залов — центрального и связанных с ним восьми выставочных пространств.
Изначально помещения павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены произведениями скульптуры и живописи. Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции СССР и борьбе за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде.
Украшением зала Конституции служит огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна Советского Союза. Интерьер дополняли четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения и скульптуры работы Матвея Манизера, изображающие счастливых советских людей. Зал мира сопоставлялся с залами императорских дворцов. А экспозиция зала науки рассказывала о выдающихся ученых в области сельского хозяйства.
В 1990-е годы в здании павильона соорудили второй этаж, и все пространство заполонили многочисленные торговые киоски. В 2000 году в центральном зале открыли деловой и культурный центр «Дом народов России» с музеем, в фондах которого хранилось более 10 тысяч экспонатов. Однако постепенно павильон заполнился коммерческими экспозициями, которые размещались в нем вплоть до 2014 года.
В том же году в павильоне № 1 «Центральный» начался демонтаж поздних торговых конструкций, в 2015 году — разработка проекта, а сама реставрация — в 2017-м. Помимо горельефа Евгения Вучетича, в ходе работ была найдена картина Александра Герасимова «II Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Сейчас полотно находится на реставрации, после которой войдет в экспозицию павильона.
В результате масштабных ремонтно-реставрационных работ зданию вернули исторический облик. В прежнем виде предстали шпиль и золотая звезда, венчающие его. Были восстановлены четыре скульптурные композиции авторства Георгия Мотовилова, изображающие рабочего и колхозницу.
Специалисты расчистили и восстановили скульптурные барельефы за колоннами на южной и северной сторонах павильона, привели в порядок и тонировали под позолоту капители колонн, гербы и ленты на фасаде. Были отреставрированы гранитный цоколь стилобата с постаментами и трибуной, картуши, облицованные смальтой, терразитовое покрытие стен, литые декоративные светильники и исторические двери. Общая площадь ремонтных и реставрационных работ фасадов и внешнего декоративного убранства памятника превысила 15 тысяч квадратных метров.
В порядок привели и интерьеры здания. В центральном зале обнаружили и расчистили декоративные полукруглые арки, скрытые под слоем штукатурки более 40 лет. Были отреставрированы световые плафоны и купола, колонны из оселкового мрамора, паркетные полы. В зале МТС тонировали и законсервировали монументальную живопись. В зале Победы отреставрировали шесть живописных полотен на холстах в технике гризайль, воссоздали исторические люстры и авторское цветовое решение залов.
В зал Октябрьской революции вернули на исторические места отреставрированные панно Павла Соколова-Скаля «Штурм Зимнего дворца» и «Вся власть Советам!». В зал Конституции СССР вернулись отреставрированные работы Александра Герасимова «Студенты у нового здания МГУ» и Сергея Отрощенко «Советский народ имеет право на отдых».
Источник и фото: Официальный сайт Мэра Москвы
Монтаж будущей экспозиции начался одновременно с завершением реставрации павильона. В восьми выставочных залах представят 40 произведений искусства, включая живописные работы, скульптуры, мозаичное панно, барельеф и видеоинсталляцию. В основном экспонаты относятся ко времени строительства павильона № 1 — 1950-м годам. Кроме того, здесь можно будет увидеть более ранние работы и картины современных художников.
Среди экспонатов — полотна Александра Дейнеки «На открытии колхозной электростанции» (1952 год) и «Хорошее утро» (1959–1960), барельеф Исидора Фрих-Хара «Праздник в азербайджанском колхозе» (1939), картина Аркадия Пластова «Летом» (1959–1960), скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» (авторская уменьшенная копия, 1936) и Ивана Шадра «Девушка с веслом» (1934–1935).
Одним из главных украшений выставки станет горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», созданный специально для павильона «Центральный» группой скульпторов во главе с Евгением Вучетичем в 1950-х годах. Произведение, ранее считавшееся утраченным, нашли в 2014 году в ходе демонтажа поздних торговых конструкций.
Первую выставку шедевров Третьяковской галереи планируют открыть на ВДНХ осенью 2022 года. Она продлится год, а затем ей на смену придет другая экспозиция из коллекции главного художественного музея страны.
Павильон № 1 «Центральный»
Здание павильона № 1 «Центральный» (до 1963 года — «Главный») построили в 1950–1954 годах по проекту архитекторов Георгия Щуко и Евгения Столярова взамен прежнего деревянного павильона, который не вписывался в новую архитектурную композицию ВДНХ 1950-х годов. Общая площадь здания — 9,4 тысячи квадратных метров. Высота (со шпилем) достигает 97 метров.
Сегодня монументальное сооружение имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Павильон состоит из девяти залов — центрального и связанных с ним восьми выставочных пространств.
Изначально помещения павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены произведениями скульптуры и живописи. Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции СССР и борьбе за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде.
Украшением зала Конституции служит огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна Советского Союза. Интерьер дополняли четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения и скульптуры работы Матвея Манизера, изображающие счастливых советских людей. Зал мира сопоставлялся с залами императорских дворцов. А экспозиция зала науки рассказывала о выдающихся ученых в области сельского хозяйства.
В 1990-е годы в здании павильона соорудили второй этаж, и все пространство заполонили многочисленные торговые киоски. В 2000 году в центральном зале открыли деловой и культурный центр «Дом народов России» с музеем, в фондах которого хранилось более 10 тысяч экспонатов. Однако постепенно павильон заполнился коммерческими экспозициями, которые размещались в нем вплоть до 2014 года.
В том же году в павильоне № 1 «Центральный» начался демонтаж поздних торговых конструкций, в 2015 году — разработка проекта, а сама реставрация — в 2017-м. Помимо горельефа Евгения Вучетича, в ходе работ была найдена картина Александра Герасимова «II Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Сейчас полотно находится на реставрации, после которой войдет в экспозицию павильона.
В результате масштабных ремонтно-реставрационных работ зданию вернули исторический облик. В прежнем виде предстали шпиль и золотая звезда, венчающие его. Были восстановлены четыре скульптурные композиции авторства Георгия Мотовилова, изображающие рабочего и колхозницу.
Специалисты расчистили и восстановили скульптурные барельефы за колоннами на южной и северной сторонах павильона, привели в порядок и тонировали под позолоту капители колонн, гербы и ленты на фасаде. Были отреставрированы гранитный цоколь стилобата с постаментами и трибуной, картуши, облицованные смальтой, терразитовое покрытие стен, литые декоративные светильники и исторические двери. Общая площадь ремонтных и реставрационных работ фасадов и внешнего декоративного убранства памятника превысила 15 тысяч квадратных метров.
В порядок привели и интерьеры здания. В центральном зале обнаружили и расчистили декоративные полукруглые арки, скрытые под слоем штукатурки более 40 лет. Были отреставрированы световые плафоны и купола, колонны из оселкового мрамора, паркетные полы. В зале МТС тонировали и законсервировали монументальную живопись. В зале Победы отреставрировали шесть живописных полотен на холстах в технике гризайль, воссоздали исторические люстры и авторское цветовое решение залов.
В зал Октябрьской революции вернули на исторические места отреставрированные панно Павла Соколова-Скаля «Штурм Зимнего дворца» и «Вся власть Советам!». В зал Конституции СССР вернулись отреставрированные работы Александра Герасимова «Студенты у нового здания МГУ» и Сергея Отрощенко «Советский народ имеет право на отдых».
Источник и фото: Официальный сайт Мэра Москвы