На ВДНХ продолжается реставрация павильона «Советская культура» (бывший Узбекской ССР)
На ВДНХ продолжается реставрация павильона «Советская культура» (бывший Узбекской ССР), который является объектом культурного наследия федерального значения. Специалисты восстанавливают исторический вид здания с ювелирной точностью — ему вернут облик, который был у него в момент открытия почти 70 лет назад. Благодаря натурным исследованиям и архивным фотографиям удалось восстановить центральный элемент павильона — белоснежную ротонду. Скоро главный фасад украсят две монументальные скульптуры.
Первый павильон «Узбекистан» открылся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году. Тогда это было деревянное строение, на входе в которое стояли гипсовые фигуры в национальных одеждах, окрашенные в бронзовый цвет. За время войны и сам павильон, и фигуры пришли в аварийное состояние, после чего было принято решение о полной перестройке, которая завершилась в 1954 году.
По проекту архитектора Стефана Полупанова было возведено монументальное здание с ротондой на главном фасаде и двумя новыми бетонными скульптурами, встречавшими посетителей: «Чабаном-каракулеводом» и «Сборщицей хлопка». Эти фигуры, созданные Зинаидой Снигирь, были утрачены в 1960-е годы. Сегодня их восстановлением занимается коллектив скульпторов под руководством Владимира Трулова.
Этапы восстановления
Высокие потолки, минимум инструментов и много глины. Так выглядит мастерская недалеко от станции метро «Войковская», где воссоздают утраченные скульптуры павильона. Воссоздание — задача для профессионала не самая сложная. Сложно, когда это приходится делать почти вслепую.
«В начале у нас имелось по несколько фотографий каждого памятника. Причем все они датированы 1950 годами, плохого качества, только фронтальные и боковые. Многое было непонятно. Например, мы долго не могли определить, что изображено на фото — нога животного или складка халата. В процессе работ нашлись новые изображения, по которым уточнили некоторые детали», — рассказывает руководитель группы скульпторов Владимир Трулов.
По его словам, методика восстановления включает несколько этапов. Для начала были изготовлены два глиняных макета масштабом один к пяти. После того как их утвердила приемная комиссия, приступили к следующему этапу работ. Затем сварщики под пристальным руководством скульпторов создали металлический каркас для полномасштабных скульптур.
«Наша работа — это плод коллективного творчества. Уже когда скульптуры были в глине, наше внимание обратили на несколько иное расположение руки у женской фигуры, поскольку обнаружилась еще одна архивная фотография, без учета которой был выполнен макет», — вспоминает Владимир Трулов.
Самым важным, по мнению скульпторов, было выбрать наиболее верное расположение в пространстве, которое максимально соответствовало бы всем фотографиям, снятым с разных ракурсов.
«Наши кураторы оказались по-хорошему пристрастны. Были разные споры. К примеру, мы считали, что нога мужчины должна быть повернута определенным образом, нас убеждали в обратном. В процессе работы выявляли истинное положение элемента. Нередко приходилось лепить одно и то же несколько раз. В творческой работе так не поступают, но это нормальная практика для воссоздания», — отмечает Владимир Трулов.
Поймать форму
Коллектив, занимающийся восстановлением фигур, небольшой — всего три человека. К лепке скульпторы приступили в октябре, и с тех пор они занимаются только этим, ведь работа полностью ручная.
«Сначала на каркас набиваем глину, делаем это колотушкой, чтобы материал плотно сел. Главное здесь — поймать форму сообразно анатомии человека. Это все-таки не снеговика лепить — важно сформировать некую основу, правильные повороты тела, длину рук и так далее. Причем начинаешь всегда от общего к частному, детали прорабатываются в конце», — объясняет Дмитрий Салычев, лепивший скульптуру женщины.
По словам его коллеги, Андрея Голубева, для скульптора с технической точки зрения здесь не было ничего нового: сварен каркас, набита глина, а дальше происходит сам процесс лепки. «Принципиально другое — мы восстанавливаем фигуры по старым размытым фотографиям. Поэтому лепку можно сравнить с работой следователя. Я брал фото и подолгу изучал один ракурс, другой, делал для себя какие-то выводы. Вот эта исследовательская часть для меня стала абсолютно новым вызовом», — говорит скульптор.
Одна скульптура представляет собой мужчину с ягнятами и овцой каракулевой породы. Другая — женщину с книгой и кустом хлопчатника, символизирующим полный цикл жизни растения — завязь, цветок и сухой плод-коробочку.
Информацию о прототипах скульптур найти в архивах не удалось. Однако известно, что они являются героями Социалистического Труда. У каждого на груди висит советский знак высшей степени отличия за трудовую деятельность.
Чтобы передать черты лица как можно более достоверно, скульпторы отсмотрели огромное количество фотографий жителей республики, изучали национальные тюбетейки и халаты, советовались со специалистами.
«Скульптор Зинаида Снигирь на ВДНХ участвовала еще и в оформлении павильона “Кролиководство”, где на входе посетителей встречают бетонные фигуры девушек-кролиководов. Туда мы тоже ходили для изучения ее художественных приемов. Нам важно было не поддаться современным веяниям, излишнему натурализму. В наших скульптурах есть некая мера, придающая монументальность. Применяется полностью классическая технология — сначала эскиз, потом макет, затем каркас и так далее. Так делали до революции, так делала сама Снигирь, так делаем и мы», — говорит Владимир Трулов.
Сейчас в мастерской стоят модели в мягком материале. Они сделаны из отечественной пулковской глины, и их необходимо раз в пару дней проливать водой, иначе появятся трещины, ведущие к разрушению. Поливает глиняные фигуры сам скульптор — это такая же неотъемлемая часть его работы, как и лепка.
Скоро с фигур снимут форму и сделают отливку из гипса. Уже в гипсе можно будет доработать скульптуры и по необходимости добиться гладкой или фактурной поверхности, максимально похожей на историческую. После этого с гипсовой модели снимут силиконовую форму, в которую зальют бетон и оставят застывать. Следом — финальная авторская доработка, и фигуры поедут на монтаж.
Скульптуры установят возле отреставрированного фонтанного каскада павильона «Узбекистан», где для них уже подготовлен бетонный постамент. В самом павильоне расположится выставочно-культурный и экспозиционный центр Узбекистана.
Источник: mos.ru
Первый павильон «Узбекистан» открылся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году. Тогда это было деревянное строение, на входе в которое стояли гипсовые фигуры в национальных одеждах, окрашенные в бронзовый цвет. За время войны и сам павильон, и фигуры пришли в аварийное состояние, после чего было принято решение о полной перестройке, которая завершилась в 1954 году.
По проекту архитектора Стефана Полупанова было возведено монументальное здание с ротондой на главном фасаде и двумя новыми бетонными скульптурами, встречавшими посетителей: «Чабаном-каракулеводом» и «Сборщицей хлопка». Эти фигуры, созданные Зинаидой Снигирь, были утрачены в 1960-е годы. Сегодня их восстановлением занимается коллектив скульпторов под руководством Владимира Трулова.
Этапы восстановления
Высокие потолки, минимум инструментов и много глины. Так выглядит мастерская недалеко от станции метро «Войковская», где воссоздают утраченные скульптуры павильона. Воссоздание — задача для профессионала не самая сложная. Сложно, когда это приходится делать почти вслепую.
«В начале у нас имелось по несколько фотографий каждого памятника. Причем все они датированы 1950 годами, плохого качества, только фронтальные и боковые. Многое было непонятно. Например, мы долго не могли определить, что изображено на фото — нога животного или складка халата. В процессе работ нашлись новые изображения, по которым уточнили некоторые детали», — рассказывает руководитель группы скульпторов Владимир Трулов.
По его словам, методика восстановления включает несколько этапов. Для начала были изготовлены два глиняных макета масштабом один к пяти. После того как их утвердила приемная комиссия, приступили к следующему этапу работ. Затем сварщики под пристальным руководством скульпторов создали металлический каркас для полномасштабных скульптур.
«Наша работа — это плод коллективного творчества. Уже когда скульптуры были в глине, наше внимание обратили на несколько иное расположение руки у женской фигуры, поскольку обнаружилась еще одна архивная фотография, без учета которой был выполнен макет», — вспоминает Владимир Трулов.
Самым важным, по мнению скульпторов, было выбрать наиболее верное расположение в пространстве, которое максимально соответствовало бы всем фотографиям, снятым с разных ракурсов.
«Наши кураторы оказались по-хорошему пристрастны. Были разные споры. К примеру, мы считали, что нога мужчины должна быть повернута определенным образом, нас убеждали в обратном. В процессе работы выявляли истинное положение элемента. Нередко приходилось лепить одно и то же несколько раз. В творческой работе так не поступают, но это нормальная практика для воссоздания», — отмечает Владимир Трулов.
Поймать форму
Коллектив, занимающийся восстановлением фигур, небольшой — всего три человека. К лепке скульпторы приступили в октябре, и с тех пор они занимаются только этим, ведь работа полностью ручная.
«Сначала на каркас набиваем глину, делаем это колотушкой, чтобы материал плотно сел. Главное здесь — поймать форму сообразно анатомии человека. Это все-таки не снеговика лепить — важно сформировать некую основу, правильные повороты тела, длину рук и так далее. Причем начинаешь всегда от общего к частному, детали прорабатываются в конце», — объясняет Дмитрий Салычев, лепивший скульптуру женщины.
По словам его коллеги, Андрея Голубева, для скульптора с технической точки зрения здесь не было ничего нового: сварен каркас, набита глина, а дальше происходит сам процесс лепки. «Принципиально другое — мы восстанавливаем фигуры по старым размытым фотографиям. Поэтому лепку можно сравнить с работой следователя. Я брал фото и подолгу изучал один ракурс, другой, делал для себя какие-то выводы. Вот эта исследовательская часть для меня стала абсолютно новым вызовом», — говорит скульптор.
Одна скульптура представляет собой мужчину с ягнятами и овцой каракулевой породы. Другая — женщину с книгой и кустом хлопчатника, символизирующим полный цикл жизни растения — завязь, цветок и сухой плод-коробочку.
Информацию о прототипах скульптур найти в архивах не удалось. Однако известно, что они являются героями Социалистического Труда. У каждого на груди висит советский знак высшей степени отличия за трудовую деятельность.
Чтобы передать черты лица как можно более достоверно, скульпторы отсмотрели огромное количество фотографий жителей республики, изучали национальные тюбетейки и халаты, советовались со специалистами.
«Скульптор Зинаида Снигирь на ВДНХ участвовала еще и в оформлении павильона “Кролиководство”, где на входе посетителей встречают бетонные фигуры девушек-кролиководов. Туда мы тоже ходили для изучения ее художественных приемов. Нам важно было не поддаться современным веяниям, излишнему натурализму. В наших скульптурах есть некая мера, придающая монументальность. Применяется полностью классическая технология — сначала эскиз, потом макет, затем каркас и так далее. Так делали до революции, так делала сама Снигирь, так делаем и мы», — говорит Владимир Трулов.
Сейчас в мастерской стоят модели в мягком материале. Они сделаны из отечественной пулковской глины, и их необходимо раз в пару дней проливать водой, иначе появятся трещины, ведущие к разрушению. Поливает глиняные фигуры сам скульптор — это такая же неотъемлемая часть его работы, как и лепка.
Скоро с фигур снимут форму и сделают отливку из гипса. Уже в гипсе можно будет доработать скульптуры и по необходимости добиться гладкой или фактурной поверхности, максимально похожей на историческую. После этого с гипсовой модели снимут силиконовую форму, в которую зальют бетон и оставят застывать. Следом — финальная авторская доработка, и фигуры поедут на монтаж.
Скульптуры установят возле отреставрированного фонтанного каскада павильона «Узбекистан», где для них уже подготовлен бетонный постамент. В самом павильоне расположится выставочно-культурный и экспозиционный центр Узбекистана.
Источник: mos.ru