Дом петербургского садовода Германа Эйлерса признан памятником регионального значения

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом Г.Ф. Эйлерса» (ул. Рентгена, д. 4, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Об этом сообщает Администрация Санкт‑Петербурга.

Дом построен в 1913-1914 годах для крупнейшего петербургского садовода и торговца цветами Германа Фридриха Эйлерса по проекту его сына, инженера-архитектора Константина Германовича Эйлерса при участии знаменитого зодчего Фёдора Ивановича Лидваля.

Здание является ярким образцом петербургской неоклассики с элементами барокко. Мотивы этого архитектурного стиля проявляются в выразительной лепной отделке. Это аллегорические статуи на террасах лицевого фасада по улице Рентгена, маскароны, картуши, оформление входных порталов. Парадные входы перенесены в воротный проезд.

Лицевые фасады полностью сохранили до наших дней своё историческое оформление. Сохранились также подлинные элементы декоративно-художественного оформления интерьеров двух парадных лестниц.

В 1873 году Г.Ф. Эйлерс женится на Эмме Гезине Амалии, в браке с которой у него было восемь детей. Взрослые сыновья продолжали дело отца, трое из них были садовниками – Герман, Гайо и Август. Самый младший – Август – возглавил питомник в Терийоки (Зеленогорск). Только Константин избрал другую профессию, став архитектором. Возможно, на его выбор повлияло общение с М.Е. Месмахером, который проектировал для садоводства Эйлерса теплицы.

Будучи также заведующим Министерским садом, Эйлерс высаживал в нём розы, лилии, гортензии, пионы, флоксы. Не оставлял без внимания и городской Юсуповский сад. В 1870-х годах там были высажены дубы, вязы, клёны, ивы, акации, сирени, бересклеты, бузина, дерен.

В 1871 году были построены 18 теплиц и оранжерей, жилые помещения, сараи и цветочный магазин на Садовой улице.

Постепенно Эйлерс вошёл в круг петербургских профессионалов садового дела, а в 1868 году стал членом Императорского общества садоводства.

Весной 1914 года проходила юбилейная выставка садоводства, которая принесла Г.Ф. Эйлерсу почётный приз императора Николая II – юбилейную медаль Общества садоводства за азалии, а также множество золотых и серебряных медалей в разных номинациях. Также на нескольких мероприятиях уже немолодого опытного садовника звали почётным первым лицом.

Всё изменила Первая мировая война. Указом Императора немецкие подданные были лишены многих гражданских прав, имущества и званий. Сыграл роль тот факт, что старшие сыновья Эйлерса так и не получили российского гражданства. Как только началась война, садовод в первом этаже своего дома на Лицейской улице устроил лазарет, в котором за ранеными ухаживали его дочери.

Однако, вскоре знаменитый садовник был лишён почти всей собственности и регалий. В один миг он, всю жизнь выстраивавший свою цветочную империю, потерял всё – магазины, садоводства, звания.

Г.Ф. Эйлерс, будучи уже стариком, покинул Петроград и уехал в оставшийся у него дом в Терийоки (Зеленогорск). Там он сильно болел от пережитого стресса и в итоге умер, так и не узнав, что во время революции его оранжереи были разрушены, а одно из садоводств превратили в каток. О цветочной империи в Петербурге напоминают сейчас только несколько деревьев, заботливо высаженных ещё самим Эйлерсом.

К.Г. Эйлерс служил в архитектурно-строительной мастерской Ф.И. Лидваля, который был женат на родной сестре Константина Германовича Маргарите Германовне Эйлерс.

В 1910-1911 годах К.Г. Эйлерс вместе со своим зятем Ф.И. Лидвалем принимал участие в частичной перестройке главной лестницы, холла бельэтажа и читальни гранд-отеля «Европа».

В 1914 году К.Г. Эйлерс был сослан в Вологодскую губернию, а в 1917 году ему с большим трудом удалось воссоединиться с семьёй и навсегда покинуть пределы России. Он поселился в городе Любеке (Германия) на родине своей жены и пытался найти работу по специальности, но не смог найти применения своим несомненным талантам архитектора. Он скончался в 1925 году в возрасте 45 лет и был похоронен на городском кладбище.

После 1917 года здание продолжало использоваться как многоквартирный жилой дом.

В этом доме проживал научный сотрудник Государственной инспекции по охране памятников, заведующий отделом выставок Музея Академии художеств, автор трудов о Ф.Б. Растрелли и петербургской архитектуре XVIII-XIX веков, петербургский искусствовед, историк архитектуры Юрий Михайлович Денисов.

В 1960-1970-х годах в квартире №19 находилась мастерская известного ленинградского живописца, пейзажиста Бориса Константиновича Утехина.

В настоящее время здание остаётся многоквартирным жилым домом.