ARCHITECTURAL and DESIGN AWARDS: Бернард Хури вошел в состав жюри

Бернарда Хури (Bernard Khoury) в прессе именуют «ливанским архитектором», хотя его талант поистине международный: его творения можно встретить в Сенегале, США, России, ОАЭ, Англии, Испании, Марокко, Кувейте, Франции, Армении, Италии и многих других странах. Но он действительно «ливанский архитектор» — не только потому, что его штаб-квартира и дом расположены в Бейруте. И не только потому, что авторитетный портал Islamic bridge включил его в число «восьми арабских архитекторов, которые изменили мир». Просто Бернард Хури, безусловно «вписанный» в мировую культуру, последовательно критикует стремление к бездумному перенесению западных образцов архитектуры на восточную почву:
 
«Если вы хотите заявить о себе своим зданием, вы просто поручите это западному архитектору.  В свою очередь, они берут то, что было разработано для других целей и контекстов, добавляют исламские элементы и доводят это до состояния, когда это (здание - ЕП) ничего не значит. Для меня это политическое и культурное банкротство. <...> Если вы возьмете торговый центр в пригороде Хьюстона и вслепую импортируете его в Кувейт и думаете, что сработают те же системы, те же типологии, та же логика, вас ждет катастрофа <...>. Я не считаю себя послом того, что я вижу и узнаю в американских городах или в Европе. Мне хочется верить — может быть, даже наивно, — что еще можно производить современность изнутри и бороться с этим опасным подходом к архитектуре», — говорит он.

Этот тезис основан не только на индивидуальной архитектурной практике — Бернард Хури глубоко погружен в академический архитектурный контекст, будучи приглашенным профессором в нескольких престижных университетах, в том числе в Федеральной политехнической школе Лозанны, L’Ecole Speciale d’Architecture в Париже, Американском университете Бейрута. И защищает этот тезис Бернард Хури не только словом, но и делом: его уникальные творения, созданные в Бейруте, получили международные престижные награды; На 14-й Венецианской архитектурной биеннале ему было доверено создать павильон Бахрейна на тему «Поглощение современности 1914–2014». (См. фото. Сложная историческая и геополитическая структура постоянно меняющегося арабского региона превращается в круговую библиотеку, где на большом центральном столе представлены 100 зданий. Павильон подчеркивает концепцию сложности и неоднородности региона за счет стопок каталогов, сложенных на полках круглой площади)

Кроме того, он стал соучредителем Арабского центра архитектуры — ассоциации по сохранению и распространению современного арабского архитектурного наследия.

Но критика «застывшего академизма» не исчерпывается борьбой со слепым перенесением западных канонов архитектуры на восточную почву. Бернард Хури бросает вызов устоявшимся архитектурным концепция как таковым: «Я думаю, что архитекторы, которых вы узнаете по их формальному подходу, эстетике или архитектурному синтаксису, — динозавры. Они застряли в каменном веке, потому что застряли в форме. Сегодня мы живем в эпоху, когда значение развивается и создается гораздо более спонтанно с помощью гораздо более динамичных средств, в то время как, к сожалению, архитектура все еще застряла в материи. Я не застрял в этом. Мне нравится думать, что мои здания не похожи друг на друга», — утверждает он. И продолжает: «Интеллект архитектора не в его способности правильно манипулировать архитектурным синтаксисом или создавать красивые здания. Меня это совершенно не интересует. Я бы предпочел посмотреть на то, что люди называют ужасно уродливым зданием, если это имеет смысл. Меня совершенно не интересует безупречная, гладкая, циничная, благовоспитанная архитектура; это для меня ничего не значит. Таким образом, для архитектора очень важно работать над тем, что предшествует архитектурному акту, строить отношения с клиентом, которые позволят вам вести диалог и дискуссию, более глубокую, чем просто создание хорошей, каталогизированной архитектуры».

Несмотря на репутацию «бунтаря» (а, может, и благодаря ей), в свои 54 года Бернард Хури — один из самых известных и авторитетных архитекторов мира. Он обладатель множества престижнейших международных архитектурных наград, его творения можно найти в самых разных уголках планеты, работы Хури были представлены на более чем 100 выставках, включая галерею Aedes в Берлине, Spazio per Architettura Milano, Fondazione Sandretto в Турине, музее MAXXI в Риме и архитектурную биеннале Frac в Орлеане. Но за всеми этими достижениями стоит кропотливая, каждодневная работа: «Успех — это не то, что падает с неба или происходит за закрытыми дверями в моей студии. Это чрезвычайно сложный процесс, в котором участвует множество людей и который требует большого интеллекта», — говорит Бернард Хури.

Участие столь выдающегося архитектора в жюри международной Премии в области архитектуры и дизайна Eurasian Prize само по себе прибавляет авторитета конкурсу. Однако есть и еще один момент, который очень важен для Оргкомитета Премии: Бернард Хури — один из немногих архитекторов, способных с высоты своего собственного архитектурного опыта оценивать проекты номинации «Архитектура быстрого реагирования». Эта номинация, введенная в конкурсную программу Eurasian Prize лишь в нынешнем году, призвана продемонстрировать и предложить технологии и быстрые решения, позволяющие в короткие сроки обеспечить тысячам и миллионам переселенцев, беженцев, мигрантов комфортные условия проживания и быта.
Бернард Хури представляет собой «своего рода предвидение нашего будущего [...], давая представление о том, как действовать в чрезвычайных ситуациях, таких как война, и в более широком смысле в других чрезвычайных ситуациях, таких как энергетический кризис или изменение климата». Хури — военный архитектор во всех смыслах этого слова, но явно не для обращения к формальным аспектам военной архитектуры. Приверженный восстановлению Бейрута, он каждый день упорно борется за то, чтобы остаться в своей стране.

Регистрация для участия в конкурсной программе на сайте www.eurasian-prize.com.
Подробнее о конкурсе «Евразийская Премия 2022» на русскоязычной версии www.евразийская-премия.рф.
Ознакомиться с обновлённой информацией о регистрации.