Яркая звезда архитектуры XX века - Щусев Алексей Викторович

Яркая звезда архитектуры XX века - Щусев Алексей Викторович

Алексей Щусев является одним из выдающихся и талантливых архитекторов России. Он достиг успеха в трех эпохах русской и советской архитектуры – в предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х годов и в сталинской архитектуре 1930-1940-х годов. Свою более чем полувековую карьеру архитектор начал еще до революции 1917 года, но добился признания и в советские годы. В императорской России он стал академиком и заслужил несколько орденов за восстановление и строительство церквей, а в Советской России построил Мавзолей Ленина и получил четыре Сталинские премии. Долгие годы Алексей Щусев был ведущим архитектором Советского Союза. Он удостоен четырех Сталинских премий – одна из высших форм поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения. 

За всю жизнь он создал множество уникальных проектов и стал автором более 200 проектов. Среди них: храмы, жилые и общественные здания. Его работы украшают не только столицу России, но и многие города России и мира. Каждый из его проектов уникален и неповторим, и каждый из них заслуживает внимания и восхищения. 

За свою жизнь Алексей Щусев– Центральный Дом культуры железнодорожников, гостиница «Москва», Большой Москворецкий мост, застройка набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала и другие. 

Покровский храм на территории Марфо-Мариинской обители милосердия - одна из ранних работ Алексея Щусева. Обитель была построена по поручению великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. За дело архитектор принялся в начале XX века. По задумке Алексея Щусева, орнаменты с библейскими мотивами украшают стены и порталы храма, витиеватым рисунком оформляются даже дверные ручки.

Обитель открыла свои двери в феврале 1909 года, Покровский храм был освящен в 1912-м, но после революции 1917-го ее закрыли. Возродилась община сестер милосердия только спустя 92 года, в 2009-м, когда обитель праздновала свой 100-летний юбилей. Интересно, что за это время внешний вид ансамбля практически не изменился. 

Следующим выдающимся проектом в жизни и карьере Алексея Щусева стал Казанский вокзал. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения и восхищает своей красотой как жителей столицы, так и туристов. В 1913 году Щусев приступил к воплощению проекта. Здание вокзала строили несколько десятилетий. Работы не прекратились даже в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, когда в Москве остановилось практически все строительство.

При создании проекта Алексей Щусев также использовал прием нарочитой асимметрии, благодаря чему здание создает впечатление, будто оно строилось в течение многих лет разными архитекторами. Однако Казанский вокзал – яркий представитель московского барокко, а каждый павильон оформлен в соответствии с конкретным исторически узнаваемым прообразом. Вытянутый в 205-метровую линию фасад имеет разные по высоте, ширине и ритмике крыши, а многоярусная угловая башня органично связывает строение в единый ансамбль. Архитектор умело использовал разнообразные материалы и фактуры, что придает этому сооружению особую выразительность и эстетическую привлекательность. 

Самым знаковым проектом Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором, стал Мавзолей Владимира Ленина на Красной площади. Это здание, отделанное гранитом красного цвета, с крупной надписью «Ленин» известно во всем мире. Сооружение отличает строгая форма и монументальный, но в то же время почти сакральный вид. 

Заказ на строительство мавзолея пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. За окном стоял январь 1924 года. Для организации прощания с Лениным здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки.

Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию архитектурного решения мавзолея — невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, сооруженного в 1924 году, а затем и постоянного из камня. Его строительство было начато в 1929 году. Работы вновь поручили Щусеву. 

Среди них его творений и Дом архитекторов на Ростовской набережной. Над этим монументальным сооружением необычной закругленной формы мастер работал в 1930-е годы. Дом построили для членов Союза архитекторов СССР. Его отличают строгие формы, аккуратные эркеры и ряды частых квадратных окон. 

Еще один впечатляющий жилой дом по проекту Алексея Щусева возвели на Ленинском проспекте. Дом академиков предназначался для сотрудников и членов Академии наук СССР. К строительству архитектор приступил в 1937 году, а потом и сам поселился в одной из квартир. Примечателен дом также помещенными в эркеры лоджиями, чередованием балконов на главном фасаде и большой центральной аркой, ведущей во двор. 

В июле 1938 года новая мастерская Щусева была преобразована в институт «Академпроект». С назначением Л. П. Берии наркомом внутренних дел «Академпроект» стал внутренним подразделением НКВД; именно он получил заказ на перестройку комплекса зданий НКВД на Лубянке. По воспоминаниям Ю. Ю. Савицкого, Щусев планировал строить здание НКВД вначале в форме ратуши, а затем в формах русского зодчества XVII века. Обе идеи были отвергнуты, и здание получило фасад по образцу римского дворца Канчеллерия, утверждённый решением Берии. 

Последней работой Алексея Щусева стала станция метро «Комсомольская – кольцевая» в Москве. Архитектура станции перекликается барочным декором и мотивами со зданием Казанского вокзала. Одной из отличительных особенностей «Комсомольской» являются 68 восьмигранных колонн. Изначально по проекту они были тонкими, но Щусев предложил увеличить их толщину, ссылаясь на свое архитектурное чутье. В итоге ширина колонн составляет 0,8 метра. Они соединены изящными арками и держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Станцию Комсомольская считают апофеозом сталинского ампира, сочетающего в себе элементы классицизма и московского барокко. За эту работу Алексей Щусев был посмертно удостоен четвертой Сталинской премии. 

Узнать подробнее о жизни и творчестве легендарного советского архитектора можно на выставке «Алексей Щусев. 150», которая открылась в Музее архитектуры. Это самый масштабный проект музея за последние десятилетия. Экспозиция занимает два главных выставочных пространства: в анфиладе можно увидеть проекты гражданской архитектуры, а в Аптекарском приказе — храмовое зодчество мастера. На выставке представлено почти 600 экспонатов, связанных с жизнью Алексея Щусева.