Вложиться в ре-: как Вену преобразили государственные программы
Сегодня столица Австрии – великолепный город, равно комфортный для жизни и для туризма и никого не оставляющий равнодушным. Но, верьте или нет, еще 35 лет назад 40% жилого фонда города было квалифицировано как устаревшее, а в большинстве квартир не было водопровода или канализации (а, может, и того и другого одновременно). Исправить положение помог редевелопмент, поддержку которому (вплоть до 100% стоимости проекта) оказывали специальные программы правительства Австрии и муниципалитетов.
В Вене жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт и Штраус, а также многие известные художники, которые превратили город в одну из мировых столиц искусства. Произведением искусства здесь является и редевелопмент. И, если вы пока не слышали о знаменитом проекте редевелопмента газгольдерных башен, а также о реконструкции AT Telegraphenamnt и Das Hamerling во внесенном в список «Юнеско» историческом центре города, то рекомендуем ознакомиться с ними на нашем сайте. Сегодня же мы расскажем о других, не менее интересных проектах, опыт которых можно было бы перенять и в нашей стране.
Отель из магазина
Компания Urbanauts Street Lofts нашла оригинальное применение пустующим магазинным помещениям на первых этажах зданий, преобразуя их в гостиничные номера в стиле лофт. Помещение в 25 квадратных метров перестраивается в гостиничный номер, жалюзи позволяют увеличить или уменьшить обзор, посредством больших витринных окон. Если в одном районе располагается несколько таких номеров (как чаще всего и бывает), то вокруг обеспечивается соответствующая инфраструктура – кафе и бары за углом превращаются в места для завтрака и ужина, сауна за углом – в спа зону, а вся улица становится неким урбанистическим подобием лобби-бара. Аренда номера, кстати, включает в стоимость прокат двух велосипедов, которые в Вене являются чуть ли не основным видом транспорта.
Первым подобным проектом стал открытый в 2011 году рядом с модным кварталом Фрайхауз лофт «Портниха». Сегодня таких объектов уже 5 и в каждом название указывает на изначальную функцию помещения.
За культурой на мусорный завод
В венском районе Шпиттелау у вас есть уникальная возможность посетить художественную выставку или фольклорный фестиваль на территории…. мусоросжигательного завода. Построенный в 1971 году объект сгорел в 1987 году, но был возвращен к жизни архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером. По его проекту мусоросжигательный завод, сохранивший свою основную функцию стал, при этом, похож на сказочный восточный дворец с высокой заводской трубой, обложенной плиткой синего цвета и пестрящими орнаментом стенами. Золотистый купол, также как будто сошедший с иллюстраций к «тысяче и одной ночи», скрывает фильтры, удаляющие из дыма тяжелые металлы.
Ежегодно завод может утилизировать 265 000 тонн мусора, самостоятельно вырабатывая электроэнергию и, одновременно, принимать арт-мероприятия. Рядом с заводом в аналогичном с ним стиле построен офис управляющей компании.
За пределами города
В получасе езды от Вены в 20-х годах двадцатого века построили аэродром. Но история его продлилась недолго – уже в 1945 году аэродром был разрушен и разграблен. Отстраивать заново не стали, - территория стала частной авиабазой и помещением для проведения автогонок. Однако и такую «жизнь» аэродром вел недолго – уже к 80м годам он был окончательно заброшен.
В результате половину территории отдали под заводы «Дженерал Моторс», а половину под новую жилую зону - «Зеештадт Асперн». Однако, если Вы подумали, что за пределами города может располагаться только спальный район, то будете приятно удивлены. Выбранная концепция застройки предполагает равномерное развитие жилых, коммерческих и общественных площадей, чтобы в одном микрорайоне можно было и жить, и работать, и отдыхать.
Территория аэродрома застраивалась вокруг созданного искусственного озера, вокруг которого разбит парк и обустроена набережная. Вокруг озера расходятся улочки с жилыми кварталами – между которыми также можно найти небольшие парки и зеленые зоны. Весь район опоясывает кольцевая улица с торговыми и офисными помещениями. Детские сады расположены на первых этажах жилых домов. Бывшая взлетно-посадочная полоса, в свою очередь, была превращена в основную дорогу.
Первые квартиры поступили в продажу в 2014 году и были почти сразу раскуплены. Двухкомнатные квартиры в «Зеештадте» (площадью 42 кв. м) продаются по цене от 140 тыс евро. Трехкомнатные (55 кв. м) стоят от 160 тыс евро. Проектированием и строительством «Зеештадта» занимались (и продолжают заниматься) городские власти с участием муниципальных советов и Венской транспортной компании. Второй этап строительства будет завершен к 2022 году. Окончательно проект будет сдан в 2028 году.