Отель «Метрополь» - 110 лет истории
Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля. При этом на его судьбе отразились вехи истории страны.
Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены работали очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения москвичи называли «Челыши» – по имени их владельца, купца Петра Челышева.
В 1898 году промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, выставочными залами и художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний, ресторанами и гостиничными номерами.
Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.
Строительство началось без промедлений: проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.
Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения, однако случившийся в 1901 году в гостинице пожар, уничтожил интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитектор П. П. Висневский.
Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Роскошный отель стал чрезвычайно популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. «Метрополь» был построен в новом для Москвы архитектурном стиле модерн, оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, предусматривались холодильники и имелись электрические лифты.
В ходе событий Октябрьской революции, во время уличных боёв в Москве гостиница оказалась в центре ожесточённого сопротивления вооружённым силам большевиков - «Метрополь» серьёзно пострадал от артобстрела.
В 1918 году, сразу же после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»). В стенах гостиницы до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко.
В ноябре 1925 года в зале ресторана «Метрополь» состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия), знаменитых гроссмейстеров Маршалла (США), Рубинштейна (Польша), Боголюбова (СССР) и других великих шахматистов. СССР на турнире представляли Романовский, Ильин-Женевский, Богатырчук и другие мастера. Толпа москвичей собралась около «Метрополя» и внимательно следила за ходом игр.
В 1931 году «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн.
В 1986 году началась реставрация и реконструкция гостиницы, продолжавшаяся пять лет. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры в их первоначальном виде: во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Сочетая в себе новейшие технические достижения, европейский уровень сервиса и самобытность, «Метрополь» встал в ряд ведущих отелей мира.
Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила «Метрополю» категорию «5 звёзд».
В последующие годы в гостинице останавливались главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Среди почётных гостей «Метрополя» — президенты Франции Жак Ширак и Пакистана Первез Мушарраф, председатель КНР Ху Цзиньтао, кутюрье Джорджо Армани и Пьер Карден, певцы Элтон Джон, Майкл Джексон, Хулио Иглесиас и его сын Энрике, звёзды оперной сцены Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, кинорежиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Люк Бессон, актрисы Катрин Денёв, Анни Жирардо, Шэрон Стоун и многие другие.
В августе 2012 года легендарный «Метрополь» был продан в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин). Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России. Главная цель международной команды руководителей «Метрополя» – вернуть легендарному отелю былую славу, сохраняя традиции и историческую ценность этого прекрасного памятника архитектуры.
«Современный «Метрополь» – это не чопорный холодный гранд-отель, лишенный человечности. Мы безупречны в сервисе, но умеем смеяться, и любим, когда наши гости получают искреннее удовольствие от пребывания у нас. Если это удовольствие приносит любование знаменитой майоликой Врубеля – прекрасно. Билеты в Большой? Замечательно! Но у танца в коридорах отеля тоже есть шанс», – говорит Доминик Года, управляющий отеля.