«Мужская обитель»

Гараж – это любимое место обитания многих мужчины, исключительно мужская обитель, со множеством брутальных деталей и инструментов. Для многих мужчин гараж становится вторым домом, местом уединения и хобби. Но также гараж — место, где реализуются мечты. Стив Джобс начинал свой стартап в гаражной пристройке — именно там был собран первый «яблочный» компьютер. В гаражах начинали свой путь культовые рок-группы, собиравшие впоследствии стадионы. А некоторые гаражи сами стали бизнес-проектом. Расскажем о них.

Начнем нашу экскурсию с памятника архитектуры советского авангарда – Бахметьевского автобусного гаража в Москве, спроектированного Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк. В начале 2001 года земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008 году на территории парка открылся культурный центр «Гараж», быстро ставший известным и очень популярным. Обширное пространство музея (8000 м²) обусловило открытую планировку экспозиций и проведение просветительской деятельности. В конце 2011 — начале 2012 года «Гараж» переехал в парк Горького. А в Бахмьетьевском гараже открылся Еврейский музей и центр толерантности. Музей открылся в 2012 году Постоянная экспозиция музея и центра толерантности рассказывает об этапах развития России со времён царствования Екатерины II до наших дней. В основе выставки — культура и быт еврейского народа. Во всех 12-ти тематически оформленных залах установлены интерактивные экраны, аудиовизуальные инсталляции, основой которых стали фото и видеоархивы, документы, интервью. В музее проходят и выставки уникальных фотографий, книг и документов, а также культовых произведений советского авангарда эпохи модернизма.

Кафе-гараж «Сюр» открыто в бывшем советском гараже в Большом Трехсвятительском переулке столицы. В гостеприимном кафе в прямом смысле распахнуты двери для посетителей - входная дверь и ворота одновременно, распахивается на улицу так, что все кафе оказываются на виду. В интерьере старинные и уютные диваны, кресла и стулья. Имеется также лаковое советское пианино «Лирика». А стены расписаны граффити и завешаны смешными работами современных художников. Повсюду расставлены пальмы и фикусы. Все способствует неторопливому наслаждению предлагаемыми сидром, пивом, лимонадом и кофе.

В Киеве тоже есть свой пример преображения гаража - во дворе на Большой Васильковской напротив Arena City находится небольшой ряд кирпичных гаражей, в одном из которых открыт бар-кофейня - AM Bar. Владельцы характеризуют это место как «симбиоз несовместимостей». Небольшое пространство вдохновляет на общение и светскую беседу, однако для любителей уединения есть возможность подняться по лестнице и посидеть на крыше. Самыми популярными напитками здесь являются местные ликеры: амбаровка, вишневка, а также бельгийское пиво, итальянские вина, виски.

Великобритания со зданиями бывших гаражей поступила иначе, преобразив исторические гаражи в Hannibal Road Gardens — проект социального жилья, в котором восемь таунхаусов с садовыми террасами и отдельными входами завершает композицию ранее построенного жилого комплекса из двух домов. В центре жилого комплекса – благоустроенный сад. При этом половина из них предназначены для сдачи в социальную аренду.

Сиднейский пример реконструкции гаража - Mero Mero – показывает нам преображение исторического гаражного комплекса в три торговых помещения, одно из которых и стало гастромаркетом Mero Mero. Оформление интерьера в классическом стиле выполнено безупречно – старая кирпичная кладка уравновешивается мозаичной плиткой. Существующий бетон, оставшийся от бывшего автопарка, был использован, чтобы сделать пол. Мраморный стол для выставки продукции и в качестве кассового прилавка, прекрасно гармонирует со своим окружением.

А в Санкт-Петербурге исторический гараж Карла Крюммеля на Дивенской улице стал офисом. Второй многоэтажный гараж автомобильной фирмы К. Крюммеля был открыт на Петербургской стороне, на угловом участке Дивенской и Малой Монетной улиц (гражданский инженер А.В. Болотников) в 1913 году. Главным отличием этого гаража от всех других является его планировка: это четырехэтажное железобетонное строение цилиндрической формы, диаметром чуть меньше 38 м. 120 автомобильных боксов (по 30 на каждом этаже) размещены вокруг центрального лифтового узла, имеющего три кабины. Наличие трех лифтов обеспечивало оптимальный режим вертикальных коммуникаций, и вместе с тем такое оборудование занимало минимум площади. В том же 1913 году, одновременно с гаражом, были спроектированы каменные жилые корпуса для шоферов: один с обычными квартирами и второй, спланированный по коридорной системе (общежитие). Размещение жилья для сотрудников в непосредственной близости от места работы и даже в едином комплексе с производственными объектами было приметой времени.

Во время Первой мировой войны помещение использовалось для военных целей, здесь располагался гараж Северо-Западного фронта, после чего оно пустовало. В 1932 году, после реконструкции сюда въехал таксопарк № 1 Ленинграда. В 2012–2015 годах была проведена серьезная реконструкция здания. Бывший гараж, перепрофилированный в офисный центр с отапливаемым паркингом на первом уровне, надстроили дополнительным этажом и мансардой, установили новые оконные переплеты и выполнили обработку фасадов в чуждой их первоначальному облику ордерной стилистике. Бывшая лифтовая шахта превращена в атриум, а на пятом этаже организована видовая площадка.