Музей транспорта Москвы на ВДНХ открыл свои двери для посетителей
Выставочная площадка Музея транспорта Москвы открылась в историческом павильоне ВДНХ «Транспорт СССР». Кроме того, для посетителей заработала новая экспозиция павильона «Цветоводство и озеленение». MOS.RU рассказывает подробнее про открытие новых павильонов, которое приурочено к Международному дню музеев.
«Сегодня мы открываем сразу два музея. Первый — это Музей транспорта. Первая экспозиция посвящена историческому заводу АЗЛК и “Москвичу”, который стал, по сути дела, основой всей автомобильной промышленности страны, и москвичи могут гордиться тем, что на их территории существовал такой прекрасный завод. И площадка “Москвича” сегодня также продолжает работать на автомобилестроение и на высокие технологии. Здесь, конечно, можно увидеть уникальные образцы техники, образцы автомобилестроения», — отметил Сергей Собянин во время посещения ВДНХ.
Выбор автомобиля «Москвич» в качестве главного героя первой выставки неслучаен. Построенный в 1929 году столичный автозавод «Москвич» стал первым в истории страны, предназначенным для выпуска массового народного автомобиля.
Более пяти миллионов автомобилей
С 1930 по 1939 год предприятие называлось Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), с 1939 года до Великой Отечественной войны — Московский автомобильный завод имени КИМ, с 1945 по 1968 год — Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА), с 1968 по 1992 год — автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), с 1992 по 2010 год — ОАО «Москвич».
АЗЛК можно по праву назвать пилотом-испытателем в отечественном легковом автопроме: он открыл для советских автомобилей массовый экспорт, международный автоспорт, контакты с зарубежными дизайн-студиями и инженерными бюро.
Без опыта АЗЛК в нашей стране, скорее всего, не было бы ни АвтоВАЗа, ни «Запорожца» с «Окой», ни современных автомобильных производств.
За время своего существования АЗЛК выпустил более пяти миллионов машин. В лучшие годы на заводе трудились свыше 30 тысяч человек.
Сергей Собянин пообщался с бывшими сотрудниками легендарного завода. «Вам спасибо огромное, конечно, за большую работу, творческую деятельность, которую вы вели в свое время. Вы можете гордиться тем, что вы делали. Действительно было удивительное производство, действительно был народный автомобиль, и вообще сам завод был, по сути дела, прародителем и “Жигулей”, и всех других машин — “Оки”, “Запорожца” и так далее. Если бы вашего завода не было, не было бы линейки массового автомобиля», — отметил Мэр Москвы.
Мечта москвича
Экспозиция «Мечта москвича» занимает четыре зала павильона № 26 общей площадью две тысячи квадратных метров.
«Приглашаю всех москвичей. Я думаю, что это будет интересная прогулка, интересное посещение ВДНХ и Музея транспорта, который приобрел здесь свое прекрасное помещение, впервые отреставрированное за последние десятки лет», — сказал Сергей Собянин.
Посетители могут увидеть 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 других артефактов из коллекций Музея транспорта Москвы (включая переданное ему собрание заводского музея АЗЛК), Политехнического музея и частных собраний. Среди них такие уникальные и редкие, как: первая послевоенная модель «Москвич-400», сошедшая с конвейера в 1946 году; «Москвич-422» («Буратино») 1954 года — автомобиль с деревянным кузовом; миллионный автомобиль, сошедший с конвейера завода в 1967 году, «Москвич-408» — наиболее популярная модель 1960-х годов; оригинальный макет автомобиля Moskvich (1/5), выполненный фирмой Раймонда Лоуи и привезенный из США в 1974–1975 годах; двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1»; макеты перспективных моделей конца 1990-х годов; личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова, переданные его сыном; архив документов (дорожные легенды, карты маршрутов, плакаты, статьи в СМИ и прочее) автомобильного ралли имени космонавта Волкова за 1971–1973 годы; наградная ваза призеру ралли «Москвич» с портретом Владимира Ленина и другие.
В зале главной экспозиции посетители попадут в кадры-инсталляции советских фильмов «Сердца четырех» (1941, режиссер Константин Юдин), «Осторожно, бабушка!» (1960, режиссер Надежда Кошеверова), «Зеленый огонек» (1964, режиссер Виллен Азаров), «Бриллиантовая рука» (1968, режиссер Леонид Гайдай) и «Москва слезам не верит» (1979, режиссер Владимир Меньшов).
Через призму исторических кинолент здесь выставлены шесть моделей «Москвича», включая «Москвич-408» из «Бриллиантовой руки».
Желающие могут посетить съемочную площадку фильма «Зеленый огонек» и сняться в одном из его эпизодов, а потом скачать видео со своим участием и разместить его в социальных сетях.
Дети могут посмотреть мультфильм о процессе создания автомобиля — от задумки прототипа до финальных испытаний, а также познакомиться с электрокаром «Москвич» и узнать, как знаменитый автомобиль связан с кока-колой.
Сердце выставки — зал истории завода — даст возможность каждому гостю найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о «Москвиче». В зале собрана история предприятия и сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие. Большое внимание уделено биографии главного конструктора «Москвича» Александра Андронова. В годы его работы завод был ведущим в СССР производителем массовых легковых автомобилей, поставщиком продукции на рынки более 40 стран мира и участником автомобильных ралли мирового уровня.
В зале также выставлена уникальная серия черно-белых снимков фотографа ТАСС Валентина Хухлаева, чья репортажная съемка запечатлела трудовые будни АЗЛК.
В зале «Ралли» размещена объемная карта с отметками маршрутов двух международных ралли-марафонов, в которых принимал участие «Москвич»: Лондон — Мехико и Лондон — Сидней. Рядом с двумя гоночными болидами можно увидеть редкий экспонат — двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1».
В зале «Прототипы» представлен, например, прототип разработанной в 1985–1992 годах модели седана «Москвич “Истра”», комплектация которого впечатляет даже в XXI веке.
Последняя часть выставки, зал «Солнце», посвящена закату автомобильной марки «Москвич» и угасанию завода на фоне исторических событий, связанных с распадом СССР. Финальное испытание становится для «Москвича» последним — как и для главного героя фильма «Игла» (1988, режиссер Рашид Нугманов).
Для посетителей организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» до парковки «Москвариума» (расположена недалеко от павильона № 26), который организован Мосгортрансом. Современные микроавтобусы оформлены в стиле выставки «Мечта москвича». Поездка займет 15–20 минут. Информацию о трансфере можно найти на сайте Музея транспорта Москвы и на странице павильона на сайте ВДНХ.
К сентябрю 2021 года планируется начать просветительские программы для детей и взрослых и открыть детскую студию автомобильного дизайна.
Выставка будет работать в течение года, а затем ее сменит другая экспозиция, посвященная транспорту Москвы.
Мэр Москвы отметил, что ВДНХ продолжает развиваться. В этом году будет открыто сразу 15 новых общественных пространств.
«Вообще на ВДНХ создается целый кластер транспортных музеев. Это музей “Российских железных дорог”, музей современного транспорта и спортивных машин, который строится рядом, это музей гаража особого назначения — то есть такой большой автомобильный кластер на ВДНХ», — добавил Сергей Собянин.
История и реставрация павильона № 26
Согласно генеральному плану ВСХВ, строительство деревянного павильона для экспозиции «Зерно» началось летом 1936 года по проекту М.Б. Шнейдера.
Позже проект был частично переработан архитектурной мастерской выставки под руководством В.К. Олтаржевского при участии М.А. Минкуса и А.П. Ершова и реализован в 1937 году. А еще через год изменилось и наполнение павильона, куда была переведена экспозиция «Хлопок».
Фасад павильона «Хлопок» был решен в стиле ар-деко. Парные колонны, образующие портик, придавали его архитектуре ритмическую строгость.
В 1940 году входную группу украсили резьба по ганчу, лепнина, орнаментальные узоры и живопись, покрывшая всю плоскость стены в глубине портика. В таком виде павильон прекрасно справлялся с ролью символа успеха советского хлопководства и независимости СССР от зарубежных поставок «белого золота».
В период послевоенного реформирования ВСХВ в здании поместили экспозицию «Земледелие». Смена профиля потребовала иного внешнего облика павильона, что было также обусловлено значительным изменением площади Механизации и увеличением габаритов многих других строений выставки.
Над проектом реконструкции павильона № 26 работали архитекторы П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов и В.П. Туканов. Они создали строгий монументальный портик-лоджию вводной части в противоположность массивному фасаду несохранившегося павильона «Животноводство». Новый головной объем позволил оборудовать вводный и лекционный залы, а также дополнительные служебные помещения, практически не затрагивая часть довоенного здания.
Сегодня портик павильона — объект культурного наследия федерального значения. Глубокая лоджия с внешней стороны скрыта высокой двойной колоннадой. Внутри — аркада, окаймленная лепным растительным декором. Венчают фасад скульптуры тракториста и колхозницы с книгой и снопом работы Л.М. Писаревского. Они символизируют неразрывную связь науки с практикой. Между скульптурами расположен архитектурный элемент акротерий, в котором угадывается композиция из серпа и молота в окружении снопов. Углы портика завершают стилизованные вазы, продолжающие решение акротерия.
Внутри обновленный павильон стал одним из самых красивых на выставке. Центральная часть вводного зала, похожая на дворцовые палаты, отделена колоннадой от подчиненных ей боковых кулис. Лепные растительные композиции и изящные элементы архитектурного декора подчинены единому замыслу, завершает который большой живописный плафон. В этом памятнике эпохи соцреализма авторы отразили успехи сельского хозяйства. В четырех клеймах, заключенных в ложные арки, расположены тематические панно, посвященные растениеводству, животноводству, механизации обработки почвы и уборки урожая. Общее праздничное настроение залу придают люстры в стиле ампир.
В 1956 году в связи с созданием на территории ВСХВ экспозиций Всесоюзной промышленной выставки павильон № 26 вновь поменял тематический профиль. Следующие 10 лет значительное место в нем занимала демонстрация достижений химии — в частности, в области производства высокомолекулярных полимерных соединений, органических ядохимикатов и удобрений.
А когда в 1967 году для «Химической промышленности» оборудовали новое здание (павильон № 20), в павильоне и на нескольких открытых площадках разместили экспозицию о достижениях СССР в сфере транспорта. Здесь расположились модели тепловозов и электровозов, автомобилей, самолетов, речных и морских судов (как в виде макетов, так и в натуральную величину — например, сохранившаяся модель Як-42), приборы и агрегаты для эксплуатации транспортной техники, диорамы, фотографии и витражи, динамические и электрифицированные карты.
Павильон «Транспорт СССР» был одним из самых популярных. Детям и взрослым нравились работающие модели железных дорог и других объектов, которые в те годы невозможно было увидеть больше нигде.
В 1990-е годы экспозицию упразднили, а павильон стали использовать как рынок промышленных товаров и склад. В 2014–2020 годах здесь размещалась экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», которая состояла из семи тематических блоков: «За пределами Земли», «Иллюзии», «Радио+», «Аналоги природы», «Новый антропогенез», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы».
В 2020–2021 годах по поручению Сергея Собянина была проведена комплексная реставрация фасадов павильона, благодаря которой ему вернули исторический облик. В ходе работ были заделаны трещины и расчищены поверхности фасадов от поздних слоев краски и штукатурки. Отреставрирован лепной декор — воссозданы утраченные элементы, бетонные скульптуры и заполнения витражей, оконных и дверных проемов. Реставраторы воссоздали скобяные изделия по сохранившимся аналогам и историческим источникам. Заменены покрытие кровли и металлические элементы (отливы, окрытия парапетов), отреставрированы площадки и ступени портика главного фасада (воссоздано тераццо). Старую водосточную систему заменили на новую из оцинкованной стали. На фасадах установили архитектурно-художественную подсветку.
Музей транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы был основан в 2003 году как музей ретроавтомобилей. Сегодня это самостоятельное подразделение городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Его выставочные площадки находятся на ВДНХ и Северном речном вокзале, где работает инсталляция «Природа на остановке», посвященная экологии транспорта. В 2023 году музей планирует открыть постоянную экспозицию (собрание ретроавтомобилей и другой транспортной техники), которая разместится в здании гаража Мельникова на Новорязанской улице.
Фонды музея хранят более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело- и мототехнику. В настоящее время на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) и в депо Московского метрополитена проходит реставрация части этой техники.
Павильон № 29 «Цветоводство и озеленение»
Исторический павильон № 29 «Цветоводство и озеленение» построили в 1972 году на месте оранжереи субтропических культур. Здание возвели по проекту архитекторов И.М. Виноградского, А.М. Рыдаева, Г.В. Астафьева и В.А. Никитина.
Павильон спроектирован в стиле советского модернизма: плоская крыша с шедовыми фонарями, узкие ленточные вертикальные окна, глухая поверхность стен, облицованных травертином. Фасад украшает декоративный рельеф «Флора» — кованный из меди ажурный женский силуэт с цветочными композициями. Скульптура является объектом культурного наследия регионального значения. Ее автор — художник Юрий Александров.
Историческая экспозиция павильона была посвящена достижениям озеленительных организаций, ботанических садов, проектных институтов Советского Союза и делилась по территориальному признаку. В отдельных залах находились оранжерея и кинолекционный зал. На площадке рядом с павильоном выращивали садоводческие культуры, которые дополняли экспозицию.
В 1990-е годы экспозицию упразднили, на ее место отрылась торговля. За минувшие полвека в павильоне № 29 ни разу не проводили капитальный ремонт, и к 2017 году здание площадью более трех тысяч квадратных метров пришло в неудовлетворительное состояние. Облицовка как снаружи, так и внутри имела сколы и трещины, а местами ее не было. Кровельные перекрытия и опорные балки утратили прочность, серьезно обветшали инженерные системы.
Капитальный ремонт здания провели в 2019 году. Специально для павильона «Цветоводство и озеленение» Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы подготовил современную мультимедийную экспозицию о столичной природе, цветоводстве и ландшафтном дизайне.
В экспозицию вошли:
— сады «Четыре сезона» — пространство с четырьмя ландшафтными экспозициями и четырьмя тематическими арт-объектами. Здесь можно будет не только познакомиться с современными тенденциями озеленения, но и отдохнуть, наслаждаясь красотой и ароматом растений;
— арт-павильон «Метаморфозы природы» — интерактивное мультимедийное пространство, посвященное бабочкам и цветам;
— «Дом муравья» — три макета с уникальными формикариями (искусственными муравейниками), где можно увидеть живых муравьев, ознакомиться со строением их семьи и жизни внутри формикария. В зоне VR с помощью специальных очков посетитель может пожить жизнью муравья.
Кроме того, в павильоне появились историческая выставка, демонстрационно-выставочный зал, кафе-оранжерея, лекторий-кинотеатр и школа ландшафтного дизайна.
Новые точки притяжения на ВДНХ
На ВДНХ продолжаются масштабные реставрационные работы. Помимо выставочной площадки Музея транспорта Москвы, в 2021 году здесь планируют открыть около 15 новых музеев, экспозиций, аттракционов и гастрономических проектов.
В павильонах № 41–43 «Коневодство» через несколько месяцев начнет работать Центр национальных конных традиций — совместный проект Правительства Москвы и Кремлевской школы верховой езды. Эти здания были возведены в 1954 году, они расположены симметрично по сторонам открытого манежа и состоят из вводного зала и двух конюшенных отделений. В каждом из них демонстрировали определенные породы лошадей: верховых, упряжных, рысистых и тяжеловесных. После ремонта исторические помещения будут полностью соответствовать современным стандартам содержания лошадей, проведения занятий конным спортом, профильных шоу-программ, семинаров и конференций. Вновь построенный конный манеж сможет работать круглый год.
Завершается реставрация павильона № 31 «Геология», построенного в 1954 году по проекту архитектора Леонида Павлова. В ходе работ на колоннах внутри здания были обнаружены графические фрагменты в духе минимализма конца 1950-х — начала 1960-х годов. Это сюжеты на геологические темы — вертолет, плавучая драга, палаточный лагерь, геологи за работой, скалы и деревья. Осенью 2021 года после комплексной реставрации Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева разместит здесь свою выставку «Феномен жизни: от вируса до человека». Экспозиция расскажет, что такое жизнь с научной точки зрения, и попробует дать ответы на важные вопросы, интересующие практически каждого человека.
Также в этом году на месте сгоревшего несколько лет назад павильона «Ветеринария» откроют новую гастрономическую площадку «Рестомаркет», посвященную кулинарным традициям многонациональной России. В двухэтажном комплексе площадью около 1,5 тысячи квадратных метров на границе Центральной аллеи и «Парка ремесел» будет работать 12 корнеров (кулинарных зон) и два больших ресторана, рассчитанных примерно на 400 посадочных мест. «Рестомаркет» соберет под одной крышей разные заведения со своими стилями и кулинарной философией. Востребованный современный формат позволит не только знакомить гостей с блюдами разных национальных кухонь, но и проводить мастер-классы, дегустации и многое другое. В теплое время года здесь будет работать летняя веранда, где планируют проводить фестивали еды и ярмарки под открытым небом.
Источник: Официальный сайт Мэра Москвы