Куда и почему креативные индустрии России уходят из традиционных бизнес-центров

Компании из креативных индустрий — от дизайнерских и архитектурных бюро до студий разработки компьютерных игр — больше не рассматривают бизнес-центры как единственное решение при выборе коммерческого помещения. Фокус внимания смещается в сторону креативных кластеров. Это пространства на территории бывших индустриальных объектов, где представители творческих профессий соседствуют друг с другом.

В приоритете — готовая инфраструктура и офисы гибкого формата
Сегодня подход к пониманию рабочего пространства меняется. Бизнес, особенно предполагающий раскрытие творческого потенциала сотрудников, понимает необходимость соблюдать work-life balance. Отсюда популярность формата «город в городе» — кластеров с доступной инфраструктурой для отдыха, развлечений и саморазвития. 

Кроме того, на смену классическим офисам кабинетного типа приходят гибкие планировки с возможностью кастомизации под потребности бизнеса — причём с включённым обслуживанием и коллективной инфраструктурой. Аналитики отмечают, что за 2022 год объём московского рынка гибких офисов вырос на 33%, в то время как рынок традиционных офисов не демонстрирует динамику. 

Так, лофт-квартал «Товарищество Рябовской Мануфактуры» рядом со станцией метро «Тульская» предлагает полностью обустроенные пространства. Это корпоративные коворкинги с кухонными и лаунж-зонами, ресепшеном, переговорными. На территории есть всё для досуга персонала — от кафе-столовой до спортклуба и студии медитации. А инфраструктура для лекций и выставок позволяет организовывать мероприятия на месте.

В кластере возможна быстрая трансформация в зависимости от численности штата. Если компания расширяется, ей не нужно переезжать — достаточно запросить дополнительные рабочие места в коворкинге.

Добавьте к широким возможностям творческую атмосферу, свойственную местам с историей: «Товарищество» размещается в зданиях, где ранее находились текстильно-красильная Рябовская мануфактура и керамико-плиточный завод Власова. В ходе редевелопмента владельцы сохранили яркий индустриальный характер. Получились стильные светлые пространства с акцентом на природные текстуры и интересные детали — идеальная территория для самореализации креативных команд.

Креативные кластеры открывают доступ к широкой аудитории
Сегодня кластеры — это центры современного искусства, медиацентры, места для реализации образовательных проектов. Они привлекают не только жителей города, но и туристов — в том числе благодаря своей многофункциональности. Поэтому бизнес использует креативные кластеры для продвижения продуктов и услуг. 

Например, посетитель модного кафе на территории кластера может заинтересоваться проводимым рядом мастер-классом, купить дизайнерские украшения в бутике и запланировать фотосессию в расположенной здесь же фотостудии. 

К тому же, концепция кластеров направлена на привлечение качественно новой аудитории: ценителей искусства, творческой молодёжи, платёжеспособных туристов, в том числе иностранных. И важную роль здесь играют отели, которые открываются прямо на территории. Например, в подмосковном кластере «Стачка» появится гостиница от сети AZIMUT hotel, а в уже упомянутом «Товариществе Рябовской Мануфактуры» гостей принимает бутик-отель «Оскар».

Общее пространство — больше возможностей для коллаборации и нетворкинга
Креативные кластеры объединяют на своей территории носителей инновационных идей. Это упрощает установление бизнес-контактов, позволяет обмениваться интеллектуальным капиталом и аккумулировать креативный потенциал представителей разных направлений индустрии. 

Предположим, независимый режиссёр и команда разработчиков виртуальной реальности вместе могут прийти к идее создания нового виртуального кинопроекта. А агентство, которое специализируется на маркетинге в социальных сетях, может объединить усилия с event-агентством. Результат — уникальное онлайн-мероприятие с полной интеграцией в социальные медиа.

Сама концепция креативных кластеров предполагает регулярные неформальные встречи в общих зонах. Такие условия особенно ценны для молодых стартапов, которые находятся в поиске бизнес-партнёров и инвесторов. 

Резиденты кластеров получают поддержку на региональном и муниципальном уровнях
В целях развития креативной индустрии резидентам оказывают помощь региональные и местные власти. В мае 2023 года Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы заключил соглашение с рядом креативных кластеров. Город будет обеспечивать информационную поддержку мероприятий, содействовать в реализации проектов и привлечении клиентов. Сотрудничество работает на достижение стратегической цели столицы — стать точкой притяжения творческого бизнеса.

Меры поддержки действуют и в российских регионах. В 2024 году в Амурской области планируют открыть креативный комплекс на месте бывших казарм. Для будущих резидентов предусмотрены субсидии на арендную плату и налоговые льготы: налог на прибыль могут снизить до 1% или не взимать вообще. 

Таким образом, в отличие от бизнес-центров, креативные кластеры — это не просто места для работы, а настоящая экосистема для развития креативных индустрий в России. Они ассоциируются с инновациями, нестандартным видением и современным подходом к бизнесу. Поэтому размещение в кластерах положительно влияет на имидж резидентов, занятых в креативных индустриях. А это помогает привлечь и клиентов, и новых специалистов, и потенциальных инвесторов.