Когда гомеопаты станут хирургами? Подход к историческому наследию «с огоньком» обсудили на Санкт-Петербургском культурном форуме
Одним из самых ожидаемых мероприятий Санкт-Петербургского культурного форума стала панельная дискуссия «Разрушать, нельзя сохранить». В описании секции звучал посыл, что ее участники рассмотрят проект сноса исторической части города, потому что сил и желания сохранять ее, кажется, нет ни у кого нет. Такая формулировка заставила многих схватиться за сердце, но сама секция прошла бодро и не без юмора. Redeveloper приводит цитаты участников и рассказывает об основном выводе дискуссии.
Проблема исторического наследия актуальна для многих городов России и Европы, но в Санкт-Петербурге она приобретает особое значение как в городе, весь центр которого относится к культурному наследию. В связи с этим город все время становится ареной столкновения бизнеса, общества и чиновников и встает перед вопросом: а возможно ли развитие без разрушения? Возможно ли историческому городу «вырваться из ловушки былого величия?». На этот вопрос попытались ответить и участники секции, модератором которой выступил Владимир Шухов - Президент Фонда «Шуховская башня», председатель DOCOMOMO Россия, член Союза художников России.
Redeveloper кратко пересказывает ключевые посылы участников дискуссии и приводит их наиболее яркие цитаты.
Сергей Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Основная мысль: Не секрет, что далеко не все, что строилось до 1917 года строилось качественно, но с современными технологиями любую постройку можно сохранить и наполнить новым смыслом. И это именно тот путь, по которому город должен двигаться. С этой целью мы разработали ряд городских программ, реализация которых в прошлом году позволила поставить рекорд по количеству привлеченных в сохранение культурного наследия денег (около 300 млн долларов).
Вердикт: 1. Город должен зарабатывать больше денег сам и давать эту возможность бизнесу, 2. Нужно вернуть Санкт-Петербург в федеральную повестку, что уже делается, 3. Нужно адаптировать федеральное и региональное законодательство к текущим потребностям бизнеса и запросам горожан на комфортную среду.
Цитата: Наше обсуждение напоминает медицинский конгресс – тут и хирург, и терапевт и патологоанатом и все решают пациент жив или нет («больше всего гомеопатов представлено», добавил Игорь Водопьянов).
Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема».
Основная мысль: Горожане заинтересованы в том, чтобы исторические здания преобразовывались исключительно в общественных пространства, любая другая функция – уже повод для общественного скандала. Возможности для строительства торговых объектов и бизнес-центров в центре города ограничены техническими возможностями, поэтому для девелопера основной функцией остается жилая. А она натыкается на проблему мелких собственников, которых в нашей стране больше, чем где-либо еще благодаря политики приватизации. Государство должно выработать механизм перераспределения прав собственности – только тогда, когда девелоперу не придется в индивидуальном порядке общаться с каждой живущей в историческом доме бабушкой в исторический центр города полноценно смогут прийти частные деньги.
Вердикт: Нужно менять законодательство по охране памятников с тем, чтобы оно касалось исключительно того, что визуально видит человек «с улицы». Изменить необходимо также правила касательно высотного строительства: отменить ограничения и перенаправить внимание на качество и внешний вид того, что строится.
Цитата: 1. Когда мажоритарный акционер выкупает 96% акций компании, оставшиеся 4% он может выкупить в принудительном порядке. Также должно быть и с покупкой девелопером жилого дома. 2. Любые наши разговоры про историческое наследие похожи на фразу «Хорошо быть богатым и здоровьем, плохо быть бедным и больным». Еще лет 30 мы можем вести диалоги про город-памятник, но потом придется начать работать.
Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов.
Основная мысль: Если бы Санкт-Петербург развивался по сценарию современного мегаполиса, то Невский проспект был бы в два раза шире, на площади перед Исаакиевским собором был бы бассейн, а Казанский собор вообще бы снесли. У города есть своя специфика, ее нужно понимать и с ней необходимо работать. Ведь, помимо полного редевелопмента, есть и другие ре-.
Вердикт: Исторический центр нужно сохранять. Для этого нужно два слагаемых: политическая воля и деньги. Первая есть, осталось раздобыть денег.
Цитата: Лучшее, что случилось с Санкт-Петербургом за все время его истории – это перенос столицы в Москву
Бертран Лемуа (Франция), вице-президент Академии архитектуры.
Основная мысль: Ценность, которая заложена в том или ином историческом здании – это не только память, но и экономическая составляющая. Мы не должны повально защищать все здания, мы должны научиться осознанному подходу ко всему, что делаем. Думать, прежде чем что-то разрушать и думать перед тем, как препятствовать развитию территории. Здания – это не мертвый груз, они должны быть свободны развиваться вместе с городом и людьми, которые в нем живут и принимать на себя новую функцию
Вердикт: Нужно защищать не только отдельные здания, но и объединяющие их урбанистические идеи. И этого не добиться исключительно силами государства – нужно разработать программы для привлечения частного капитала
Цитата: Мы живем в XXI веке, для нас теперь все, что было раньше так или иначе – наследие.
Максим Атаянц, российский архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры и архитектурного проектирования, заслуженный архитектор Российской Федерации; руководитель ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца».
Основная мысль: Развивать город и сохранять исторические ценности часто делают антонимами, но на практике это не так. Город должен развиваться через сохранение. Особенно важно это в Санкт-Петербурге, где сумма зданий имеет большую ценность, чем каждое здание в отдельности. Город должен развиваться через сохранение. Но делать это нужно грамотно, а не как это часто делает платная медицина, навязывая ненужные и дорогие услуги. Нужно исключить паразитирование.
Вердикт: Нужно максимально ужесточить законодательство в том, что касается внешнего облика исторических зданий, но дать максимальную волю девелоперу в том, что делать с внутренними помещениями (если они сами по себе не представляют особую историческую ценность).
Цитата: 1. В защите исторических ценностей нельзя руководствоваться посылом «Мы отлично защитили это животное, вот его голова со стеклянными глазами у меня над камином». 2. (В ответ на замечание Игоря Водопьянова о том, что в историческом центре Санкт-Петербурга органично бы смотрелись объекты, аналогичные по архитектуре Центру Помпиду в Париже) Органика имеет много значений в словаре русского языка.
Покрас Лампас, современный художник, каллиграфист.
Основная мысль: Для того, чтобы город развивался нужны деньги. Для того, чтобы у города были деньги нужно привлекать бизнес через придание новых смыслов старым зданиям с привлечением современных художников, приведение на объект молодых людей и повышать цитируемость объекта через актуальные мероприятия. Начинать этот процесс можно с окраин, а потом уже подбираться к центру города.
Вердикт: Все здания нужно сохранить, но «разукрасить» (не обязательно с фасада, можно использовать внутренние помещения и дворы).
Цитата: нет – удивительно, но талантливый молодой человек с зелеными волосами в цветастом одеянии несколько потерялся на фоне именитых мэтров от строительства и архитектуры.
Рудольф Цунке (Австрия), управляющий объектом всемирного наследия «Исторический центр города Вена».
Основная мысль: Города должны развиваться, каждому времени нужен свой архитектурный стиль, и мы не должны лишать исторические города шанса такой стиль развить. Ситуация в Вене и Санкт-Петербурге очень похожа, в обоих городах весь исторический центр города – часть наследия ЮНЕСКО. При этом, опыт Вены во многом легче, чем опыт Санкт-Петербурга, так как 90% зданий в центре города имело одного единственного владельца, поэтому редевелопмент проходит без лишних согласований. Основным принципом при развитии исторического центра Вены был вопрос «В чем добавочная стоимость того или иного здания?» - если она была исключительно в истории, то акцент при реконцепции был сделан на ней, если нет, то искались дополнительные возможности.
Вердикт: Город не должен быть музеем, он должен развиваться, но главная задача политиков – создать условия, при которых система будет работать, они должны собрать обратную связь со всех участников событий и занять роль стороннего наблюдателя
Цитата: Города напоминают человеческие лица – они должны меняться со временем, это естественный процесс, часть взросления.
Проблема исторического наследия актуальна для многих городов России и Европы, но в Санкт-Петербурге она приобретает особое значение как в городе, весь центр которого относится к культурному наследию. В связи с этим город все время становится ареной столкновения бизнеса, общества и чиновников и встает перед вопросом: а возможно ли развитие без разрушения? Возможно ли историческому городу «вырваться из ловушки былого величия?». На этот вопрос попытались ответить и участники секции, модератором которой выступил Владимир Шухов - Президент Фонда «Шуховская башня», председатель DOCOMOMO Россия, член Союза художников России.
Redeveloper кратко пересказывает ключевые посылы участников дискуссии и приводит их наиболее яркие цитаты.
Сергей Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Основная мысль: Не секрет, что далеко не все, что строилось до 1917 года строилось качественно, но с современными технологиями любую постройку можно сохранить и наполнить новым смыслом. И это именно тот путь, по которому город должен двигаться. С этой целью мы разработали ряд городских программ, реализация которых в прошлом году позволила поставить рекорд по количеству привлеченных в сохранение культурного наследия денег (около 300 млн долларов).
Вердикт: 1. Город должен зарабатывать больше денег сам и давать эту возможность бизнесу, 2. Нужно вернуть Санкт-Петербург в федеральную повестку, что уже делается, 3. Нужно адаптировать федеральное и региональное законодательство к текущим потребностям бизнеса и запросам горожан на комфортную среду.
Цитата: Наше обсуждение напоминает медицинский конгресс – тут и хирург, и терапевт и патологоанатом и все решают пациент жив или нет («больше всего гомеопатов представлено», добавил Игорь Водопьянов).
Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема».
Основная мысль: Горожане заинтересованы в том, чтобы исторические здания преобразовывались исключительно в общественных пространства, любая другая функция – уже повод для общественного скандала. Возможности для строительства торговых объектов и бизнес-центров в центре города ограничены техническими возможностями, поэтому для девелопера основной функцией остается жилая. А она натыкается на проблему мелких собственников, которых в нашей стране больше, чем где-либо еще благодаря политики приватизации. Государство должно выработать механизм перераспределения прав собственности – только тогда, когда девелоперу не придется в индивидуальном порядке общаться с каждой живущей в историческом доме бабушкой в исторический центр города полноценно смогут прийти частные деньги.
Вердикт: Нужно менять законодательство по охране памятников с тем, чтобы оно касалось исключительно того, что визуально видит человек «с улицы». Изменить необходимо также правила касательно высотного строительства: отменить ограничения и перенаправить внимание на качество и внешний вид того, что строится.
Цитата: 1. Когда мажоритарный акционер выкупает 96% акций компании, оставшиеся 4% он может выкупить в принудительном порядке. Также должно быть и с покупкой девелопером жилого дома. 2. Любые наши разговоры про историческое наследие похожи на фразу «Хорошо быть богатым и здоровьем, плохо быть бедным и больным». Еще лет 30 мы можем вести диалоги про город-памятник, но потом придется начать работать.
Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов.
Основная мысль: Если бы Санкт-Петербург развивался по сценарию современного мегаполиса, то Невский проспект был бы в два раза шире, на площади перед Исаакиевским собором был бы бассейн, а Казанский собор вообще бы снесли. У города есть своя специфика, ее нужно понимать и с ней необходимо работать. Ведь, помимо полного редевелопмента, есть и другие ре-.
Вердикт: Исторический центр нужно сохранять. Для этого нужно два слагаемых: политическая воля и деньги. Первая есть, осталось раздобыть денег.
Цитата: Лучшее, что случилось с Санкт-Петербургом за все время его истории – это перенос столицы в Москву
Бертран Лемуа (Франция), вице-президент Академии архитектуры.
Основная мысль: Ценность, которая заложена в том или ином историческом здании – это не только память, но и экономическая составляющая. Мы не должны повально защищать все здания, мы должны научиться осознанному подходу ко всему, что делаем. Думать, прежде чем что-то разрушать и думать перед тем, как препятствовать развитию территории. Здания – это не мертвый груз, они должны быть свободны развиваться вместе с городом и людьми, которые в нем живут и принимать на себя новую функцию
Вердикт: Нужно защищать не только отдельные здания, но и объединяющие их урбанистические идеи. И этого не добиться исключительно силами государства – нужно разработать программы для привлечения частного капитала
Цитата: Мы живем в XXI веке, для нас теперь все, что было раньше так или иначе – наследие.
Максим Атаянц, российский архитектор и художник, преподаватель истории архитектуры и архитектурного проектирования, заслуженный архитектор Российской Федерации; руководитель ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца».
Основная мысль: Развивать город и сохранять исторические ценности часто делают антонимами, но на практике это не так. Город должен развиваться через сохранение. Особенно важно это в Санкт-Петербурге, где сумма зданий имеет большую ценность, чем каждое здание в отдельности. Город должен развиваться через сохранение. Но делать это нужно грамотно, а не как это часто делает платная медицина, навязывая ненужные и дорогие услуги. Нужно исключить паразитирование.
Вердикт: Нужно максимально ужесточить законодательство в том, что касается внешнего облика исторических зданий, но дать максимальную волю девелоперу в том, что делать с внутренними помещениями (если они сами по себе не представляют особую историческую ценность).
Цитата: 1. В защите исторических ценностей нельзя руководствоваться посылом «Мы отлично защитили это животное, вот его голова со стеклянными глазами у меня над камином». 2. (В ответ на замечание Игоря Водопьянова о том, что в историческом центре Санкт-Петербурга органично бы смотрелись объекты, аналогичные по архитектуре Центру Помпиду в Париже) Органика имеет много значений в словаре русского языка.
Покрас Лампас, современный художник, каллиграфист.
Основная мысль: Для того, чтобы город развивался нужны деньги. Для того, чтобы у города были деньги нужно привлекать бизнес через придание новых смыслов старым зданиям с привлечением современных художников, приведение на объект молодых людей и повышать цитируемость объекта через актуальные мероприятия. Начинать этот процесс можно с окраин, а потом уже подбираться к центру города.
Вердикт: Все здания нужно сохранить, но «разукрасить» (не обязательно с фасада, можно использовать внутренние помещения и дворы).
Цитата: нет – удивительно, но талантливый молодой человек с зелеными волосами в цветастом одеянии несколько потерялся на фоне именитых мэтров от строительства и архитектуры.
Рудольф Цунке (Австрия), управляющий объектом всемирного наследия «Исторический центр города Вена».
Основная мысль: Города должны развиваться, каждому времени нужен свой архитектурный стиль, и мы не должны лишать исторические города шанса такой стиль развить. Ситуация в Вене и Санкт-Петербурге очень похожа, в обоих городах весь исторический центр города – часть наследия ЮНЕСКО. При этом, опыт Вены во многом легче, чем опыт Санкт-Петербурга, так как 90% зданий в центре города имело одного единственного владельца, поэтому редевелопмент проходит без лишних согласований. Основным принципом при развитии исторического центра Вены был вопрос «В чем добавочная стоимость того или иного здания?» - если она была исключительно в истории, то акцент при реконцепции был сделан на ней, если нет, то искались дополнительные возможности.
Вердикт: Город не должен быть музеем, он должен развиваться, но главная задача политиков – создать условия, при которых система будет работать, они должны собрать обратную связь со всех участников событий и занять роль стороннего наблюдателя
Цитата: Города напоминают человеческие лица – они должны меняться со временем, это естественный процесс, часть взросления.
Вам также будет интересно