«Ходячие замки» нового времени
Недавно в Сан-Франциско с одного места на другое перевезли жилой дом — историческое здание викторианской эпохи, которое было построено по проекту архитектора Вильдриха Винтерхальтера в 1882 году. Дом, который называют Englander House, занял свое новое место в шесть кварталах от старого, где будет построено большое жилое здание на 50-60 квартир. Старый дом будет отреставрирован и в нем тоже будут жить люди. Подготовка к переезду заняла два года, а весь проект перемещения дома обошелся хозяину в $400,000. Практика перемещения зданий имеет свою долгу историю. О свежих и не очень примерах «переезда» домов в новую локацию рассказываем в нашей статье.
Первый пример переезда жилого дома можно найти еще в российской империи. В 1897 году в связи с необходимостью расширения Николаевской железной дороги по инициативе инженера Осипа Федоровича был сохранен и перенесен в сторону особняк на Каланчёвской улице, принадлежавший владелице цементного завода Джейн Мак-Гилл (она же Евгения Ивановна Мак-Гиль). Со здания сбили облицовку, опоясали его железным каркасом, пробили отверстия в полу и поставили здания на рельсы, благодаря чему его удалось перенести на 100 метров в сторону.
Но основной период для передвижения домов наступил в 1935 году – после утверждения нового генерального плана Москвы. Для сохранения ряда зданий, которые встали на пути расширения города, но были слишком ценными для их сноса, был создан Трест по передвижению зданий, который возглавлял знаменитый советский инженер Эммануил Гендель.
Первым масштабным проектом треста стало перемещение дома на улице Осипенко (современная Садовническая) с тем, чтобы дом не мешал строительству Краснохолмского моста. Гендель решил разрезать дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную перенести и развернуть на 19 градусов. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам, а специальные кабели и эластичные трубы поддерживали работу коммуникаций. Затем части дома снова соединили. К сожалению, в 1967 году здание было разрушено взрывом бытового газа и по новому адресу можно найти только современный БЦ.
Через несколько лет - в мае 1940 года с улицы Горького (сейчас Тверская) переехала Московская центральная глазная больница. 13-тонное здание не просто перевезли на другую улицу, но развернули фасадом в другую сторону и переставили на ранее построенный цокольный этаж. По слухам, передвижение прошло настолько мягко, что во время переноса здания в больнице проводились операции. Сегодня больница принимает пациентов по адресу: Мамоновский переулок, дом 7.
Самым сложным проектом треста стал перенос здания Моссовета. Сложная форма здания создавала неравномерную нагрузку на фундамент, центральный зал первого этажа не имел несущий конструкций, а в подвале хранились ценные государственные документы, поэтому перенести здание без него не представлялось возможным. Чтобы передвинуть здание вместе с подвалом, вокруг вырыли котлован и работали на глубине в 4 метра. В целом переезд прошёл успешно, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Впоследствии при реконструкции в дом пришлось встраивать 24 металлические колонны. Сейчас на Тверской, 13 располагается московская Мэрия.
Саввинское подворье тоже стало «переселенцем» на новую территорию, во двор дома 6 на Тверской. Подворье было построено в 1907 году во владении Саввино-Сторожевского монастыря как доходный дом. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры. По уже отработанной технологии дом обрамили, поставили на катки, и ночью 4 ноября 1939 года он поехал со скоростью примерно 10 метров в час.
«Когда было принято решение двигать жилой дом, бывшее Саввинское подворье, подготовку производили под видом реконструкции. Инженерам было понятно, что если жильцы узнают о предстоящем перемещении, возникнет некоторая паника, и они будут препятствовать «новоселью». Дом передвигали ночью, пока все спали. Причём делали настолько плавно, что никто из жильцов этого не заметил», — вспоминает Рубен Аракелян.
Практика передвижения зданий продолжилась и в послевоенные годы. Так, осенью 1958 года были одновременно передвинуты два здания: НИИ ВОДГЕО и НИИ Промстройпроект (сейчас это дома 42 с2 и 42 с3 по Комсомольскому проспекту). Оба здания были перемещены примерно на сто метров. Здание НИИ Водгео недавно обрело новую жизнь, преобразившись в Clerkenwell House – проект лофт-апартаментов бизнес-класса. Теперь в шестиэтажном здании располагаются 72 лофт-апартамента. Отличительной чертой фасада дома являются стеклянные эркеры, элегантные французские балконы с элементами ковки - все это создает гармонию в геометрии здания. Необычная для апартаментов идея заключается в едином центральном холле, который поддерживает идею клубного дома и создается для комфорта обитателей и их гостей.
Конторский дом Сытина «переехал» в апреле 1979 года. Тогда здание было передвинуто на 33 м в сторону Настасьинского переулка: дом был отрезан от фундамента и за трое суток на восьми рельсовых путях с помощью 440 металлических катков и четырех гидравлических домкратов переместился на новый фундамент. При этом часть перемещаемой постройки сильно пострадала или была уничтожена. Одной из причин считают то, что, по мнению властей, дом портил вид на нововозведённое издательство газеты «Известия».
В 1983 году столичные инженеры передвинули здание МХТ имени Чехова вглубь квартала на 20 метров в целях расширения сцены, раздвинув пространство между сценой и залом. Эта работа стала последней в уникальной серии советского периода перемещений московских зданий.
Летом 2020 года на Складочной улице, 6, осуществился переезд, выполняемый по заказу ГК «Пик». Передвигается ряд исторических объектов: водонапорная башня, фасадные элементы сборочного корпуса и модельная мастерская. Участок на Складочной улице, 6 ранее был территорией действующего завода, который ведет свою историю с 1897 года, когда был основан «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа». В целях сохранения трех исторических сооружений (модельной мастерской, сборочного корпуса и водонапорной башни) было принято решение передвинуть их на южную сторону участка. По замыслу проектировщиков нового ЖК исторические постройки будут интегрированы в новый комплекс технопарка в качестве помещений культурной и музейной зоны, открытой для всех. Для передвижения здание отделялось от фасада, укреплялось металлическими поясами и распорками, и поднималось на специальных домкратах в новую локацию.