Ищите воду!
Люся Малкис - архитектурный продюсер и публицист, основатель платформы www.archipeople.ru, автор образовательных программ для архитекторов, дизайнеров, девелоперов, администраций российских городов. Креативный продюсер Всероссийской премии «Приметы городов-2016», форума «Зелёная столица» (г. Белгород), программный директор форума «Зодчество-VRN» (г. Воронеж).
Автор образовательных экспедиций по Голландии, Швеции, Германии, Италии, США.
Текст, фото: ЛЮСЯ МАЛКИС
Привет всем, кто интересуется редевелопментом!
Меня зовут Люся Малкис, по договоренности с издателем портала, время от времени я буду знакомить читателей Redeveloper с развивающимися пространствами на карте нашего шарика, которые мне посчастливилось увидеть и, в какой-то мере, познать.
Начать наше первое он-лайн путешествие предлагаю с Королевского морского порта в Швеции, одной из важных для девелоперов всех стран и мастей достопримечательностей Стокгольма.
Если вы спросите меня, где я оказываюсь после приземления в очередном городе очередной страны, то я отвечу – в порту или на набережной. Не важно, какой величины город или страна. Если есть береговая линия, то в ее черте обязательно будет идти стройка. Или интенсивное развитие территории — как кому нравится. Таков уж наш постиндустриальный век нового витка развития городов: все хотят к воде. Впрочем, за всю историю человечества эта тенденция мало изменилась, разница с минувшим столетием состоит лишь в том, что теперь к воде повсеместно открыт доступ. Поэтому чтобы понять, что происходит в конкретном месте, ехать нужно, в первую очередь, к ней, к водичке! И уже здесь наблюдать все самое прогрессивное, унылое, яркое или бессмысленное.
Гетеборг, Вологда, Бостон, Казань или Мальме — не важно: всюду будут свои открытия и сюрпризы.
Вообще, Швеция после серии образовательных поездок по-прежнему остается для меня самой прогрессивной с точки зрения зеленых технологий и жилищного строительства страной. К тому же, самой здоровой и умело сочетающей государственные амбиции, векторы социального и политического развития, важным направлением которых является организация связей между сообществами. Здесь же, на мой взгляд, разработана самая внятная и убедительная, детально продуманная исследователями и учеными разных областей программа развития страны, которая, как днк, защита в любом новом бордюре, дворе, доме или районе. Хотя, не стоит идеализировать ни одну глобальную программу развития. Об этом позже!)
Впрочем, по порядку.
Прошлой весной, совместно со «Школой девелопера» и во главе с экспертом и проводником Константином Соколовым наша группа, состоящая в основном из чиновников небольшого российского города, отправилась в Швецию. На маршрутной карте значилось: Стокгольм – Гетеборг – Мальмё.
Одной из ключевых точек программы стал Королевский морской порт. Перед нами стояли задачи исследования механизмов запуска территорий, осмотр возникающей на ней жилой застройки и изучение принципов строительства и реновации домов, которые все без исключения должны иметь к 2030 году новый экологический стандарт.
Королевский морской порт
Королевский морской порт Стокгольма служит настоящим полем для экспериментов со smart-технологиями. Если в России лишь в прошлом году, в рамках Urban Forum, чуть ли не впервые, был выброшен флаг «Smart-города», то Швеция встала на этот путь десятилетия назад.
Не вдаваясь в политические категории, которые, безусловно, являются базовыми для развития страны, попробую описать исключительно картинки и те инновации, которые и сейчас кажутся фантастическими.
Развитие Королевского морского порта столицы Швеции происходит в рамках концепции «Видение Стокгольма 2030». Этот проект стартовал весной 2006 года и его главная цель — сохранение и укрепление статуса одной из величайших столиц мира. Кстати, в 2010 году город получил звание зеленой столицы Европы по результатам оценок чистоты воздуха, воды, функционирования системы сбора бытовых отходов и многих других показателей. Стоит отметить, что в 2030 году, когда строительство Королевского морского порта будет закончено, район планирует полностью отказаться от ископаемых источников энергии и переключиться на альтернативное электроснабжение.
Территория порта насчитывает более 2 тыс. га земли неподалеку от центра столицы, и, по замыслу администрации Стокгольма, должна стать не только образцом эффективного использования энергии, но и примером оптимального управления процессами обеспечения комфортной жизни горожанам. Как мы хорошо понимаем, одной из важных составляющих комфорта работающих людей, а именно они, в первую очередь, являются покупателями коммерческих и жилых площадей в этом весьма недешевом районе, является создание наилучших условий для бизнеса. Вплетение бизнеса в жилую ткань района не ограничивается появлением здесь кафе, магазинов и аптек (впрочем, о том, кто и что здесь развивает, мы поговорим специально). Так или иначе, вектор развития порта взят на создание экологически ориентированного района, в который горожане с удовольствием переместятся из центра.
Сюда же, в самый современный в Скандинавии круизный терминал, построенный в 2008 году, тянутся вереницы судов с туристами со всего мира.
Если попробовать очень быстро оббежать территорию, стараясь не зависать в потрясающей красоты видовых точках, потребуется полдня. Повторюсь, этого будет достаточно лишь для того, чтобы хотя бы краешком глаза зацепить архитектурные прелести, инженерные и коммунально-бытовые особенности, которые содержит район.
Что же отличает КМП?
· Превосходная новая и старая архитектура
· Высочайший уровень реконструкции существующих построек
· Материалы (эко)
· Бережное и уважительное отношение к наследию, соблюдение строгих регламентов его восстановления
· Многообразие сценариев приспособления объектов исторического наследия
· Блестящие архитектурные комбинации «Новое-Старое»
· Hi-End технологии
· Традиционные принципы жизнеустройства
· Национальные и традиционные мотивы в фасадах ультрасовременных домов.
Принципы редевелопмента Королевского морского порта, скорее всего, во весь другой мир придут довольно нескоро и, уж точно, не завтра. Именно здесь, стоя во дворе нового дома я услышала печально оброненную фразу одного из участников нашей экспедиции, главы крупного архитектурного бюро:
— Людмила, для меня эта территория депрессивная.
— Отчего же? – уточнила я изумленно.
— Мы никогда не сможет строить ТАК.
Кстати, Швеция – одна из самых передовых стран не только в области внедрения высоких технологий, но и один из главных импортеров smart-продуктов в мире.
Так что же не так в глобальной государственной программе Швеции? Следите за моими перемещениями, оставайтесь на нашем канале.
Ближайшая образовательная поездка для девелоперов, архитекторов, дизайнеров и градостроителей пройдет в Берлине, 19-22 ноября 2019. В фокусе: жилье «премиум», «люкс», ревитализация территорий, редевелопмент табачной фабрики.
Программа высылается под запрос: lucy.malkis@gmail.com