Дом, который построил Корней: музей Чуковского нуждается в реставрации
источник: Известия
автор: Борис Клин
фото: Известия Андрей Эрштрем
Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино не может принимать всех посетителей, желающих поближе познакомиться с жизнью писателя. Причина в том, что здание нуждается в реставрации, а на нее можно рассчитывать только после передачи дома в управление Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей). Процесс переоформления уже запущен. А пока вместо подлинных картин Репина на стенах висят копии, ветшают старинные книги из библиотеки писателя. Руководитель музея Сергей Агапов сообщил «Известиям», что у дома есть проблемы с несущими конструкциями и эксплуатация здания уже на пределе.
После двух ремонтов
Корней Иванович Чуковский скончался 28 октября 1979 года. За минувшие 50 лет его дача в писательском поселке Переделкино превратилась в дом-музей. Как утверждают его сотрудники, очень популярный — очередь на его посещение расписана на год вперед.
Желтый двухэтажный дом на улице Серафимовича в Переделкино выглядит сейчас не лучшим образом. На фасаде местами отвалилась штукатурка, деревянные детали явно нуждаются в покраске. Как, впрочем, и лестница, двери и комнаты. Старинные книги, которыми пользовался Корней Иванович, пылятся на незастекленных полках.
— Мы каждый год красим и белим дом. Но он же деревянный, немножечко «гуляет», — пояснил заведующий отделом Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей) «Дом-музей К.И. Чуковского» Сергей Агапов проблемы с отвалившейся штукатуркой.
Но, по его словам, у дома есть и более серьезные проблемы. Например, с несущими конструкциями — ведь дом деревянный. Хотя здание, построенное в середине 30-х годов прошлого века, выдержало два ремонта.
— В 1994 году, когда было принято официальное решение о создании дома-музея Чуковского, здание было в ветхом состоянии. Его ремонтировали, и в июне 1996 года состоялось открытие музея, — рассказал Сергей Агапов. — В 2004 году были проведены работы по укреплению фундамента — дом поставили на бетонное «кольцо».
Кроме того, у здания заменили крышу и исключили протечки. Недавно его поставили под охрану Росгвардии, и всего несколько недель назад установили камеры видеонаблюдения.
Сергей Агапов считает, что основные проблемы в сохранности дома связаны с тем, что он долгое время оставался под управлением Литературного фонда (бывшего Литфонда СССР), хотя входил в состав Государственного литературного музея. В этом году дом передается в управление Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля. Руководитель дома Чуковского предполагает, что после оформления всех документов начнется реставрация здания.
— Эксплуатация нашего дома уже на пределе, — сообщил руководитель дома Чуковского. — Поэтому мы никак не можем увеличить пропускную способность музея и ограничили количество посещений.
Он уточнил, что при подготовке проекта реставрации специалистам предстоит проверить стены, лестницы и дать заключение о том, сколько посетителей в год сможет он выдержать, не разрушаясь. Кроме того, эксперты должны будут разобраться с поддержанием микроклимата в помещениях. Это необходимо и для того, чтобы обеспечить сохранность старинных фолиантов из библиотеки Чуковского.
Из-за отсутствия необходимых условий экспонирования подлинные картины Репина и других художников, украшавшие стены дома при жизни хозяина, сейчас заменены копиями. Музейные правила допускают такую замену. Но вместе с тем очевидно, что, посещая музеи, люди надеются увидеть подлинники.
— Как только мы получим документы, сразу пригласим экспертов, реставраторов, которые будут составлять проект реставрации дома, — заверил Сергей Агапов.
Он также выразил уверенность в том, что Минкультуры РФ выделит необходимые средства.
— У нас каждый год проходят капитальные реставрации и ремонты домов-музеев писателей. Государственный музей истории литературы отремонтировал дом Солженицына, дом Лермонтова, дом Пришвина, сейчас ремонтируется дом Чехова. Но эти филиалы давно уже в управлении литературного музея, — пояснил он.
Памятники рукотворные
Дочь Чуковского Лидия Корнеевна, инициатор создания дома-музея, хотела сохранить обстановку в том виде, словно хозяин только что вышел. И она надеялась, что дом станет местом встреч серьезных литераторов, а не «детским садом». Но сейчас его основные посетители — именно дети. Чуковский остается в памяти народа автором сказок, хотя советская власть не всегда, мягко говоря, одобряла их. А писатель занимался еще и литературоведением, переводами.
— Мы с радостью видим, что с каждым годом растет поток людей, которые интересуются Корнеем Ивановичем как ученым, исследователем литературы, мемуаристом, теоретиком перевода. При советской власти лишь единицы знали его как талантливейшего литературного критика Серебряного века, — утверждает Сергей Агапов.
Экскурсии для детей и взрослых отличаются, конечно, по содержанию. Но музейные работники хотят, чтобы подросшие дети знали Чуковского не только как автора «Мойдодыра».
Дом-музей — не единственный рукотворный памятник писателю, нуждающийся в реставрации.
Корней Иванович похоронен на Переделкинском кладбище. Найти его могилу, как, кстати, и других знаменитых литераторов (Бориса Пастернака, например), довольно сложно — на стареньком погосте нет никаких указателей, а захоронения расположены довольно далеко от входа.
Нельзя сказать, что могила Чуковского совсем заброшена, но вот дата смерти на бетонном обелиске отвалилась, осталась только дата рождения. Так что если народная тропа и доведет туда, ее останется только вспоминать.