Даниловская Мануфактура. Начало.
Историческая архитектура веками вдохновляет людей. Она заставляет размышлять над течением жизни, задумываться о вечном. Она является свидетелем истории, говорящим своими каменными стенами о прошлых эпохах и событиях, которые они пережили. А еще она является частью культурного кода гражданина, поскольку также создает связь человека со своим городом и страной. Историческая архитектура имеет уникальную способность увлечь нас в прошлое, позволяя нам проникнуться духом времени и познакомиться с культурным наследием предыдущих поколений. Прогуливаясь по улочкам старого города или посещая старинные здания, мы ощущаем привязанность к месту, где мы живем, и понимаем, что мы являемся частью городской истории. Даниловская мануфактура в Москве, безусловно, является одним из таких мест. Хотим поделиться с вами размышлениями нашего друга Анатолия Егорова о судьбах людей и истории Даниловской мануфактуры.
Вася Мещерин. Деревенский парень из Калужской области, приехал в столицу работать, можно сказать, менеджером по продажам. Устроился в мультибрендовую палатку в Гостином дворе платками торговать. Поработал на «дядю», освоился на рынке текстиля, связями оброс и, замутив каким-то образом баблишко на закупку первой партии товара, открыл в Гостином уже свою палаточку. Когда Васе было 29 лет (1862 год), он уже имел 2(!!) бутика (№30 и №31) в суконном ряду Старого Гостиного двора и пару складов. Через 4 года ему удалось получить официальный статус члена Московской купеческой гильдии. Оборванца приняли в тусовку реальных воротил московского ритейла. От сюда именуем Васю - Василием Ефремовичем.
Василий Ефремович построил не плохую компанию по розничным продажам текстиля. Но торговли ему было мало, и он решил заняться производством. Благо деньжат хватало на первые небольшие инвестиции. Да и Московское правительство тогда субсидировало средний бизнес и кредиты можно было взять по госпрограмме недорого.
Отрывок из прошения В.Е. Мещерина московскому генерал-губернатору: «Желаю устроить в Москве, в Серпуховской части 1-го квартала, в Даниловской слободе, в своем доме на земле Удельного ведомства ткацкую миткальную фабрику с двумястами ткацкими станами... Работою будет занято от 200 до 250 человек, для коих устраивается отдельное удобное помещение»...
Короче бабок дали и в 34 года купил он старую и дико вонючую суконную фабрику, которая уже лет 200 воняла и разваливалась на окраине Даниловской слободы под Москвой. Далековато от города конечно, но зато речка рядом, природа там, всё такое и… «Даниловская Мануфактура» родилась!
Василий Ефремович действовал грамотно и поступательно. По началу поставил кучу ткацких станков и оттачивал только этот этап производства. Покраску и обработку тканей он отдавал на аутсерсинг. Со временем, стал вводить новые мощности. Новые цеха достраивал. Благо дистрибьюторская сеть у него пахала как часы уже лет 20, благодаря чему со сбытом проблем не было. Стратегией его руководства было создать предприятие полного цикла. И это ему удалось с блеском! Василий Ефремович так развил свое хозяйство, что через каких-то 5 лет, на фабрике уже числилось 750 рабочих; техническое оборудование составляли 585 ткацких станков, 8 мотальных, 2 шлихтовальные, 1 мерительная и 1 бердочная машины, 2 паровые машины по 80 лошадиных сил, 3 паровых котла, 2 газовые печи. ("Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии" 1872 год)
К людям Василий Ефремович относился особенно внимательно. В наше время, такого отношения я не встречал, да и не слышал о таком вообще. Во второй половине XIX века с квалифицированными кадрами было туго, приходилось земледельцев обучать работе на высокотехнологичном паровом оборудовании. Так что каждый обученный сотрудник становился ценным сотрудником. Следуя идеологии предприятия полного цикла Василий Ефремович создает небывалую инфраструктуру для сотрудников. В соцпакет работяги и его семьи входили бесплатные: Средне-специальное образование, больница, харчевой амбар, пекарня, детский сад, и даже свой театр. Если бы WorldClass на Тульской к тому времени уже построили, у рабочих с Даниловской точно был бы корпоративный абонемент и именные шкафчики. Даже детей рабочих приобщали к профильному образованию.
О талантах и качествах Мещерина можно рассказывать долго, очень яркий персонаж. Но один факт совершенно меня покорил. Как-то на улице он встретил бездомного пацана. Взял его домой покормить и оставил навсегда. Усыновил, дал имя Иван и вырастил как родного вместе с двумя своими сыновьями.
Василий Ефремович Мещерин – это остросюжетная история успеха с оттенком мотивирующего позитивного отношения к людям, хотя и требовательного до педантичности. И в нашей истории есть достойные люди, на которых ровняться было бы большой честью. Такие личности доказывают, что невозможное возможно. Можно создавать целые миры если у тебя достаточно богатое воображение, есть вера в свои силы и энергия действовать. Но чтобы что-то сделать, нужно сначала захотеть.