«Баскский» масштаб редевелопмента: опыт Бильбао
Сегодня в рубрике «Регулируя ре-» мы разберем эталонный пример преобразования городского пространства и отправимся в архитектурную мекку – испанскую агломерацию Бильбао.
Бильбао – это большая агломерация равных по объему муниципальных образований в Испании, которая выросла из города-порта в крупный муниципальный центр, но к 70-м годам XX века достигла пика своего развития в связи с изменением географии морских перевозок.
Регион начал приходить в запустение. И здесь – как это часто бывает – на помощь пришла волшебная преобразующая сила редевелопмента. Необходимость в нем усиливалась тем фактом, что Бильбао на протяжении нескольких веков застраивался вокруг узкой долины реки Нервион и свободных участков под застройку там уже не оставалось. В процессе преобразования не обошлось без государства – также как и в большинстве европейских стран Испанское королевство контролирует процесс преобразования пространства.
Итак – как же так случилось, что индустриальный город в Испании стал крупным европейским архитектурным центром. На первом этапе масштабной реконструкции было решено определить территории вдоль реки, которые освобождались от производственных и портовых функций.
В 1992 году правительством были приняты Градостроительная программа и Стратегический план, заложившие следующие основные цели трансформации:
1. Развитие транспортной инфраструктуры, связывающей муниципалитеты;
2. Определение территорий вдоль реки, освобождаемых от производственных и портовых функций с тем чтобы река превратилась в структурирующую ось агломерации.
3. Реформировать систему образования, культуры и досуга
4. Улучшить инфраструктуру для проживания.
Для этого была учреждена Bilbao Ria 2000: организационная структура (в форме акционерного общества), объединившая ресурсы правительств Испании, Баскской автономии, Совета провинции Бискайя, городских советов Бильбао и соседнего Баракальдо, и выступавшая посредником между государством и бизнесом. Инструментом модернизации Бильбао стали грандиозные инфраструктурные, планировочные и архитектурные проекты.
Учрежденная программа некоторое время преодолевала недоверие частных инвесторов (ведь как бы ни сильна была роль государства, без частного капитала никуда не деться). Однако Bilbao Ria 2000 удалось склонить администрации порта и железной дороги уступить права на несколько городских участков, в обмен на строительство нового порта в устье реки и прокладку железнодорожной ветки в обход центра.
Вторым крупным участником процесса модернизации Большого Бильбао стала корпорация Metropoli 30, учреждённая в 1991 году властями автономии и объединившая муниципалитеты провинции Бискайя и около сотни частных компаний.
Выкупленные участки были проданы под жилое строительство, а полученные доходы инвестированы в дальнейшие инфраструктурные проекты. В число этих проектов вошли современное метро, перестройка старых доков, парк Рибера, трехкилометровый променад вдоль реки, пешеходный мост. Активно застраивается промышленная зона Шоррошаурре – генеральный план ее застройки был создан звездой мировой архитектуры Захой Хадид.
Знаковой для развития города постройкой (а кто-то говорит, что основной движущей силой проекта) стал музей Гуггенхайма (архитектор – Фрэнк Гери). Здание музея (именно само по себе здание, а не только музей) своими необычными формами привлекает до 800 тыс туристов в год. Музей был построен на месте старых портовых доков и представляет собой сочетание совершенно различных по величине и форме архитектурных элементов. Автор проекта Фрэн Гери говорил, что музей Гуггенхайма – это разбитый корабль, который собрали заново. Возможно такая метафора применима к многим другим масштабным проектам редевелопмента, о которых мы рассказываем на нашем портале.