Музей лётной гавани, Таллин
Ангары для водных самолетов в таллинской гавани Леннусадам - одна из самых выдающихся построек стран Прибалтики с точки зрения конструкций. Они были построены в 1916-17 годах по заказу Императора Николая II известной датской фирмой "Кристиан и Нельсен". Ангары создавались как часть Морской крепости Петра Великого, база царских гидросамолётов, которые в итоге так и не успели там разместить. Позже ангары занимали воинские части всех владевших Таллином государств. Именно в этой гавани в 1930 году совершил посадку Чарльз Линдберг, первый человек, совершивший одиночный перелет через Атлантику.
Ангары уникальны по своей архитектуре: они состоят состоят из трех бетонных куполов (толщиной 8-12 см.) и пилонов, которые их поддерживают. Это первые в мире тонкостенные железобетонные купольные оболочки таких впечатляющих размеров: 34,6 метра на 116 метров. Уже с начала 2000-х обсуждалось размещение здесь Морского музея Эстонии, в 2009 был проведен конкурс на лучший проект реконструкции, в котором победила компания KOKO architects.
Одним из самых серьезных вызовов в процессе восстановительных работ стало заполнение появившихся в куполах ангара трещин – общая длина опасных для конструкции трещин составила в итоге 3,6 километров. Все трещины были стянуты с использованием металлических стержней и заполнены специальной смесью. С внутренней стороны куполов был добавлен новый железобетонный слой, который восстановил их прочность.
Процесс реставрации ангара для гидросамолетов эксперты назвали строительным подвигом, так как в течение 95 лет они практически не ремонтировались и их состояние было уже критическим. Одним авторов технологии реконструкции стал профессор Таллинского технического университета Карл Ыйгер, который в течение 11 лет занимался исследованием ангаров и возможностей для их реконструкции.
Архитекторы KOKO architects, перестраивая ангары под экспозицию, постарались максимально сохранить общее впечатление от старой постройки. Основное вмешательство - две стороны здания сделали открытыми дневному свету, у них появились полностью остекленные фасады, закрывающиеся мощными сдвижными дверьми, повторяющими силуэт старинных дверей ангара.
Основная идея экспозиции, разработанной KOKO architects, в том что все внутреннее пространство поделено на 3 "мира": подводный, надводный и воздух. Здесь на тросах, словно парящие в толще воды, расположены корабли, подводные лодки, старинные мины. Внизу сумрак и сини всполохи, словно на дне, вверху тени, парящие своды. Меж мирами можно передвигаться по металлическим мосткам, спускаясь то в мир подводный, то рассматривая корабли сверху. Главный экспонат этого музея - субмарина Lembit, водоизмещением 600 тонн, построенная в Великобритании в 1936 году для Военно-морского флота Эстонии. В годы Второй мировой она ходила под советским флагом. Подлодка оставалась в строю 75 лет и до 2011 года была самой старой субмариной в мире, находившейся в строю.Под потолком у самых бетонных сводов расположено несколько самолетов - например, модель гидроаэроплана Short 184, состоявшего на вооружении эстонской армии до Второй мировой войны. Все-таки ангары строились именно для гидросамолетов и это важная привязка к истории места.
Архитектура музея собрала огромное множество призов международных конкурсов, как один из лучших проектов в области реставрации и приспособления памятников.
Фото: (с) KOKO architects
Ангары уникальны по своей архитектуре: они состоят состоят из трех бетонных куполов (толщиной 8-12 см.) и пилонов, которые их поддерживают. Это первые в мире тонкостенные железобетонные купольные оболочки таких впечатляющих размеров: 34,6 метра на 116 метров. Уже с начала 2000-х обсуждалось размещение здесь Морского музея Эстонии, в 2009 был проведен конкурс на лучший проект реконструкции, в котором победила компания KOKO architects.
Одним из самых серьезных вызовов в процессе восстановительных работ стало заполнение появившихся в куполах ангара трещин – общая длина опасных для конструкции трещин составила в итоге 3,6 километров. Все трещины были стянуты с использованием металлических стержней и заполнены специальной смесью. С внутренней стороны куполов был добавлен новый железобетонный слой, который восстановил их прочность.
Процесс реставрации ангара для гидросамолетов эксперты назвали строительным подвигом, так как в течение 95 лет они практически не ремонтировались и их состояние было уже критическим. Одним авторов технологии реконструкции стал профессор Таллинского технического университета Карл Ыйгер, который в течение 11 лет занимался исследованием ангаров и возможностей для их реконструкции.
Архитекторы KOKO architects, перестраивая ангары под экспозицию, постарались максимально сохранить общее впечатление от старой постройки. Основное вмешательство - две стороны здания сделали открытыми дневному свету, у них появились полностью остекленные фасады, закрывающиеся мощными сдвижными дверьми, повторяющими силуэт старинных дверей ангара.
Основная идея экспозиции, разработанной KOKO architects, в том что все внутреннее пространство поделено на 3 "мира": подводный, надводный и воздух. Здесь на тросах, словно парящие в толще воды, расположены корабли, подводные лодки, старинные мины. Внизу сумрак и сини всполохи, словно на дне, вверху тени, парящие своды. Меж мирами можно передвигаться по металлическим мосткам, спускаясь то в мир подводный, то рассматривая корабли сверху. Главный экспонат этого музея - субмарина Lembit, водоизмещением 600 тонн, построенная в Великобритании в 1936 году для Военно-морского флота Эстонии. В годы Второй мировой она ходила под советским флагом. Подлодка оставалась в строю 75 лет и до 2011 года была самой старой субмариной в мире, находившейся в строю.Под потолком у самых бетонных сводов расположено несколько самолетов - например, модель гидроаэроплана Short 184, состоявшего на вооружении эстонской армии до Второй мировой войны. Все-таки ангары строились именно для гидросамолетов и это важная привязка к истории места.
Архитектура музея собрала огромное множество призов международных конкурсов, как один из лучших проектов в области реставрации и приспособления памятников.
Фото: (с) KOKO architects
Сайт | www.lennusadam.eu | ||||
---|---|---|---|---|---|
Адрес | Эстония | 10415 | Таллин | Vesilennuki | 6 |
Статус | зевершено | ||||
ТИП “РЕ” | редевелопмент | ||||
ПЕРИОД “РЕ” | конкурс 2009, завершено 2012 | ||||
Инвестор | Девелопер | Архитектор | |||
Морской музей Эстонии | - | KOKO architects | |||
ДО “РЕ” | |||||
участок, Га | S общая, м2 | S полезная, м2 | Функционал | Классность | Количество |
- | - | - | ангар для гидросамолётов | - | - |
ПОСЛЕ “РЕ” | |||||
участок, Га | S общая, м2 | S полезная, м2 | Функционал | Классность | Количество |
- | 8,000 m2 | - | морской музей с экспозицией кораблей | - | - |