Старожиловский конный завод, Рязанская область

Старожиловский конный завод расположен в живописном месте Рязанской области и ведет свою историю с конца XIX века.
Павел Григорьевич фон Дервиз был известным строителем железных дорог в Российской империи. Одна из таких дорог, Рязанско-Козловская, которая соединила Рязань и нынешний Мичуринск Тамбовской области, прокладывалась под его руководством в 1860-е гг. в районе села Старожилово, где позднее, в 1874 г, барон выкупил у княгини Орловой около 3000 десятин, намереваясь построить здесь конный завод, картинную галерею и школу.
В 1881 г. он уехал из Старожилова, а имение перешло его сыну - Павлу Павловичу (1870 - 1942). Павел Павлович решил сконцентрироваться на строительстве конного завода. С 1891 по 1897 гг. велось строительство конного завода с манежем, каретника, кузницы, водонапорной башни, жилого дома, склада зерна и др. Для строительства комплекса зданий завода был приглашен архитектор Федора Шехтеля (создатель фасада здания Исторического Музея на Красной площади в Москве). Рядом была выстроена группа зданий, дополняющих основную производственную функцию, а именно: коровник, молочный завод, винокуренный завод, а также ледник для хранения вина, масла и молока.
Комплекс зданий завода в общей сложности насчитывал двенадцать построек: усадебный дом, конный завод, кузница, водонапорная башня с хозяйственной пристройкой, дом для рабочих, строение для хранения карет и проживания прислуги, спиртовой завод, маслозавод и генераторная для поставки электричества, культурно-развлекательный комплекс, административное здание, дом для прислуги и т.д. В имении были созданы системы отопления и канализации.
К началу нового столетия число голов на заводе перевалило за 2000, на фон Дервиза трудилось порядка 90 рабочих. А сама конеферма, закупающая для улучшения пород элитных лошадей Англии, Бельгии и Польши, считалась едва ли не лучшей в России. Верховые Старожиловского завода регулярно показывали хорошие результаты на скачках.
В 1917 г. конезавод был национализирован, и в нем начали проводить кавалерийские курсы. После национализации, к 1918 году он превратился в базу для лошадей Красной Армии - в конюшнях конезавода размещали лошадей запаса Красной Армии. 
Коллективизация и национализация производства едва не лишили Павла Григорьевича жизни. В 1918 г. имение в Старожилове было национализировано. Покинув родное Старожилово, пешком отправился он на станцию Хрущево, откуда должен был на поезде ехать в Петроград. Однако был арестован и препровожден в Бутырскую тюрьму, где заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден усилиями друзей и бывших учеников - говорят, что фон Дервизу была в итоге вручена грамота, подписанная самим Лениным. 
После освобождения в 1919 г. явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике - в 1920 году фон Дервиз начал читать курсы для кавалерии красных командиров в Старожилове, одним из слушателей которых был будущий маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. С 1923 г. завод перешел на выведение рысистых пород лошадей.
В послевоенное время завод специализировался на производстве рысистых и тяжеловозных пород. Но с 1961 года полностью перешел на производство спортивных лошадей тракененской породы. Несмотря на то, что работы велись эффективно и качественно, в 1977 году породу передают в Калиниградскую область.
С 1978 года под научным руководством кафедры коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии на заводе начался процесс воссоздания русской верховой породы лошадей из помесей орлово-растопчинской, арабской, верховой и тракененской лошадей. Производителями стали Аю-Даг и Агдам – сыновья знаменитого Абсента, с которым выступали Советские олимпийские чемпионы Сергей Филатов и Иван Калита. В 1980 году на заводе появился жеребец Барин, на котором успешно выступал заслуженный мастер спорта Юрий Ковшов, много раз становившийся чемпионом СССР по выездке. Вместе с братом Диксоном они выступали во время Олимпийских игр в Сеуле (1988 год) и Барселоне (1992 год).
Сегодня русские верховые производства Старожиловского конного завода высоко оценены и включены в реестр пород лошадей Российской Федерации.
Достижения коневодства, однако, омрачены разрушением зданий. Старожиловский конезавод является объектом культурного наследия федерального значения. Признаки культурного наследия Рязанской области выявлены у 11 зданий промышленно-усадебного комплекса Фон-Дервиза 19 века, расположенного в Старожилове. В список включены в том числе конюшня, каретная, водонапорная башня, ледник, а также земское училище, маслозавод, винокуренный завод, жилой дом и парк – объекты «Промышленно-усадебного комплекса фон Дервиза» 19 века.
В ноябре прошлого года стало известно, что Старожиловский конезавод может претендовать на включение в предварительный реестр ЮНЕСКО.

Фото: Старожиловский конный завод, Новоселова Жанна.

Адрес Россия 391170 Старожилово, Рязанская область ул. Конезаводская
Статус -
ТИП “РЕ” -
ПЕРИОД “РЕ” -
Инвестор Девелопер Архитектор
- - -
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - - - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - - - -
Комментарии