Как не испортить лофт и все, что с ним связано

Как не испортить лофт и все, что с ним связано
Тема “лофтов” по-прежнему актуальна. Ее активно используют в жилой и коммерческой недвижимости, в организации общественных пространств: лофт-гостиницы, апартаменты, офисы. С одной стороны, это связано с больших количеством проектов редевелопмента (особенно в Москве и центральном регионе) бывших промышленных территорий, которые сами по себе задают “лофт-стилистику”, а с другой - заветная приставка “лофт”, по мнению участников рынка, девелоперов, управляющих и проектировщиков, должна сделать проект эксклюзивным. И здесь, пожалуй, кроется основная проблема. В силу того, что “лофт”, на первый взгляд, кажется всеядным , его очень легко испортить. Речь идет не только об архитектурных и интерьерных решениях, но и о проблем управления и позиционирования, а также о о работы с целевой аудиторией…
Неслучайно, на международном инвестиционном форуме по недвижимости PROESTATE 2017 по инициативе Экспертного Совета по редевелопменту при РГУД прошел семинар на тему “10 советов по маркетингу, проектированию и управлению модного лофт- пространства”. Тематические советы с акцентом на нежилую недвижимость и примеры от противного, “чего нельзя делать в лофте”, давали спикеры семинара: Эвелина Ишметова, председатель Экспертного совета (KEY Capital), Константин Ходнев, архитектор (ДНК аг), Александр Подусов, девелопер (KR Properties) и Марина Юшкевич, эксперт (историк архитектуры, “Британская высшая школа дизайна”).

Проектирование. Константин Ходнев.

1. Сохранять дух подлинности и времени. Недопустимо преднамеренное превращение аутентичной постройки в подобие лофт-новодела. Ценность лофтов в переживании ощущения настоящего: настоящих конструкций, поверхностей, истории.  Например, уничтожение подлинного “сталинского ампира” убивает качество “нового лофта”. 
2. Внимание к деталям, которые создают настроение. В архитектуре есть два подхода: или мы восстанавливаем с реставрационной точностью те детали, которые были утрачены, или делаем принципиально новые, которые отличаются и сразу видны, чтобы человек понимал, что настоящее, а что нет. Например, один из неправильных подходов к объекту под названием “лофт” - использование навесов и прочих элементов “под старину” в наивной попытке придать большую историчность объекту в целом.
3. Использовать только уместные материалы. Очевидно, что лофт у всех ассоциируется с кирпичом, но в действительности он может быть любым, главное сохранить подлинность. А вот обклеивать фасад панелями с имитацией кирпича- недопустимо. Как и использование керамогранита для облицовки цоколя. В идеале, если стены из кирпича, то они доходят до мощения, которое тоже делается из клинкера.
4. Закладываться по -максимуму на двери. Качество входа - очень важная деталь, которая формирует главное ощущение от здания, так как берет на себя 60% процентов внимания. Какой бы ни была экономика всего проекта, на дверь нужно закладываться по-максимуму: дорогие материалы и индивидуально-спроектированные элементы. Они добавляют настоящий класс. 
5. Делать продуманное благоустройство. В проекте редевелопмента сами здания мы не можем кардинально изменять, но в наших силах сделать объект индивидуальным и неповторимым. И здесь существенную роль играет благоустройство. В некоторых случаях оно может стать главной фишкой проекта. Для этого желательно работать с духом места, с его образами, использовать какие-то артефакты, которые всегда есть на бывшем заводе...


Управление. Александр Подусков.
6. Продвигать детализированную концепцию. Мы в свое время выбрали девиз “Лофт ручной работы”. За ним стоит наш детализированный подход к проектированию и концепции в целом. Это стоит денег и это больше, чем концепция. Получается готовое техническое задание для проектировщиков, из которого становится очевидно, что мы хотим получить на стадии реализации.
7. Соблюдать правила эксплуатации. Службе эксплуатации важен класс постройки, а не ее типология. В лофте надо кремнизировать кирпич раз в три года, чтобы он отталкивал воду. Кровлю и ливневые необходимо зачищать еженедельно: листва, снег, потом лед... Вообще, если ничего не делать, кровля потечет любая. Конечно, нужно и швы поджимать, потому что от перемены температур зимой и летом они расширяются-сужаются. Одним словом, если эксплуатировать все нормально, то и все работать будет нормально.
8. Формировать целевую аудитория. Мы сознательно продвигаем идею доступного лофта. В свое время KR Properties вывел минимальную площадь лофта. Она составляет 22-23 кв.метра. На стадии реализации лофт такого метража стоит, как квартира в хрущевке, через год - как в сталинке в этом же районе. Через два года такой лофт стоит соответственно, как в “новом доме”, которому 5-7 лет.

Маркетинг. Эвелина Ишметова
9. Поддерживать единое управление. В 2011 году появилась идея реконструкции тульского ликеро-водочного завода и превращение его в культурно-развлекательный центр “Ликерка LOFT”. Сегодня центр является в большей степени торговым, чем креативным. Для создания полноценного арт-кластера не хватает местных креативных индустрий. Не смотря на то, что на территории есть коворкинги, производства, другие активности, они не взаимодействуют друг с другом, не создают единое целое. Отсутствие единого управления приводит к тому, что мастерские начинают съезжать.
10. Разрабатывать понятную навигацию. Бывшие закрытые промзоны в результате редевелопмента должны стать полноценной частью городской среды. Правильная и понятная навигация делает пространства редевелопмента более доступными. Чтобы понять, как люди ориентируются в квартале “Ликерка. Лофт”, участники местного общественного движения “Можем сами” провели для всех желающих занимательный квест. По его итогам “Можем сами” выявили ошибки в навигации и на их основании сформировали задание дизайнерам для внедрения визуального решения лучшей ориентации в квартале.

Марина Юшкевич: Лофт зародился и получил пик популярности в 1960г. И он до сих пор не выходит из моды, нигде. Если есть классное индустриальное здание с историей, из него получится отличный лофт: он будет популярным и будет нравиться. “Лофт, как любой нормальный стиль, все время развивается. И в настоящий момент, на мой взгляд, он меняется в сторону большей респектабельности”.