Круговое депо «Лихоборы», Москва, Россия
Уже более века локомотивное депо «Лихоборы» Московской железной дороги ведет свою историю. В конце ХIХ – начале ХХ вв. возникла идея строительства Московской Окружной железной дороги. И к этому были весомые предпосылки: тогда был период промышленного подъема, и приток грузов в столицу приводил к возникновению заторов. Для упрощения и удешевления перевозок решено было проложить кольцевую железную дорогу с большой пропускной способностью – двухколейную.
Станция Лихоборы долгое время считалась главной на Окружной дороге, так как через нее осуществлялась передача грузов с Николаевской (ныне – Октябрьской) железной дороги. Значение станции Лихоборы еще больше возросло в последующее время.
Станция Лихоборы проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге, до наших дней сохранился комплекс служебных построек 1902-1907 годов и жилые здания для сотрудников. Здесь же возвели и единственное на Окружной дороге паровозное депо. Паровозное депо веерного типа Лихоборы (получило обозначение ТЧ-15) сооружено в 1902 - 1907 годах. Архитекторы и инженеры использовали веерную планировку депо с поворотным кругом. По ходовому пути локомотив заезжал на поворотный круг, который начинал вращение и останавливался напротив свободного стойла в здании депо. Депо было построено на 12 стойл, поворотный круг и малые мастерские. Впоследствии веер был достроен справа до 17 стойл. Помимо собственно депо на территории находилась необходимая инфраструктура: механические мастерские, нефтекачка, кузница, дом для отдыха локомотивных бригад, стрелки депо управлялись с вышки поста управления стрелками.
Первыми локомотивами на Окружной стали паровозы серии ОВ (Основной грузовой паровоз). К моменту поступления на службу они уже начали устаревать, их не направляли больше на дороги и в дальнейшем передавали только на промышленные предприятия для маневровой работы. Несмотря на это, серия ОВ надолго осталась основным типом локомотивов Окружной.
В 1930-е годы началась замена маломощных ОВ вдвое более мощными паровозами серии Э, а после войны на дорогу поступили паровозы СО, они в свою очередь уже были значительно мощнее серии Э, которая переводилась на станционную маневровую работу. С 1956 года на Окружную стали прибывать первые тепловозы и к 1958 году паровозный парк был полностью заменён тепловозной тягой. Первыми появились ТЭ2, затем постепенно их сменили ТЭ3, которые проработали вплоть до 80-х годов, когда их ресурс подошёл к концу.
С появлением тепловозов в депо был выстроен цех подъёмочного ремонта, вновь созданы отделения: дизельагрегатное, по ремонту тележек, аккумуляторное, топливной аппаратуры, ремонта компрессоров, построен стенд реостатных испытаний, ёмкости для слива и хранения топлива.
В середине 80-х годов тепловозы ТЭ3 стали заменять на новые 2М62У, а на маневровых работах использовались ЧМЭ3. В это время напротив старого корпуса мастерских построили ангар пункта технического обслуживания локомотивов.
Сейчас депо обслуживает МОЖД, а также выполняет вывозную и маневровую работу на различных станциях московского узла. К депо приписано 138 тепловозов различных модификаций. Локомотивы депо обеспечивают не только грузовую деятельность на Малом кольце, направлениях на Вековку, Серпухов и Волоколамск, но и хозяйственное движение, путевые работы, деятельность ПМС. В штате депо 342 машиниста теплотяги и 100 их помощников.
С 2005 год по июль 2009 года депо было упразднено и являлось производственным участком депо Люблино. В связи с реорганизацией локомотивного хозяйства локомотивное депо разделено на ремонтное локомотивное депо «ТЧР-15» (структурное подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской ж. д.) и эксплуатационное локомотивное депо «ТЧЭ-2» «Лихоборы-Окружные» (структурное подразделение Московско-Курского отделения Московской ж. д.). Депо имеет филиалы на станции Серпухов (ФТЧ-81), Подмосковная и Люблино. На его территории установлен памятник воинам-железнодорожникам.
Адрес | Россия | 125008 | Москва | проезд Черепановых | 28 |
---|---|---|---|---|---|
Статус | потенциальный | ||||
ТИП “РЕ” | реставрация, реконструкция | ||||
ПЕРИОД “РЕ” | - |