Закончена реконструкция Черемушкинского рынка
Архитекторы ARCHPOINT превратили Черемушкинский рынок в комфортное место с актуальным дизайном. Бюро отвечало за интерьер, подсветку фасада, навигацию и благоустройство территории. Фасады здания разработал архитектор Александр Бейлин.
Задачей архитекторов было переосмыслить дизайн рынка, создать точку притяжения для жителей района, при этом сохранив места для всех продавцов, исконно торговавших здесь. В планировке авторы ориентировались на рынки европейских стран с продуманной и понятной структурой. Прямоугольное в плане помещение архитекторы разделили на четыре блока по осям симметрии, идущим от каждого из четырех входов. В центре расположился винный бар, вокруг разместили торговые точки с овощами, фруктами, зеленью, сладостями, мясомолочной и рыбной продукцией. По периметру – зона фудкорта с разнообразными кафе и рестораны со своими летними площадками.
Уникальности интерьеру добавили художественные решения. По разным сторонам помещения стоят четыре скульптуры женщин, отсылающие к советской эстетике. Статуи разработаны авторами проекта совместно со скульптором Денисом Стритовичем, напечатаны на 3D-принтере и расписаны вручную.
Скульптуры расположены у зон продажи мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей, у каждой своя особенность: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а около зоны продажи мяса – скульптура женщины с овечкой на руках. Еще один творческий акцент – инсталляция над зоной фудкорта в виде подвешенных к потолку ящиков, из которых высыпаются ярко-красные помидоры.
В качестве основных материалов были выбраны фанера и деревянная рейка. Павильоны, кафе и бары объединены единым стилем оформления: везде козырьки из фанеры и такой же фанерный фасад, на котором крепятся вывески. Дизайн внутренней части кафе не регулируется – каждый владелец определяет его сам. У продавцов мяса, рыбы и молока особый дизайн прилавков не предусмотрен – они работают под единым фасадом из фанеры с надписями из светодиодной ленты. Все прилавки технически продуманы для комфортной работы, в частности, организованы зоны хранения продуктов.
Особого внимания заслуживают световые решения. Для освещения прилавков привлекались специалисты, которые подобрали оптимальную температуру света для каждого вида продукции.
В здании не предусмотрен второй этаж, и ощущение пустоты, создаваемое большим пространством и высокими потолками, нивелируется с помощью выступающих над каждым павильоном козырьков. Они немного прикрывают потолок и создают ощущение камерности и уюта.
Территорию рынка раньше ограждал забор, который архитекторы решили убрать, тем самым придав ему открытости и вписав в инфраструктуру района. Для условного обозначения зоны рынка высажены растения, которые как будто вырастают из лавочек, а два центральных входа обозначены стальными воротами. Территория технически оснащена: на улицу выведены коммуникации под возможную сцену для проведения мероприятий.
Посадочная зона, расположенная на улице, работает круглый год. Столы, лавочки и стулья выполнены из кортен-стали по индивидуальным чертежам. В темное время суток включается подсветка, придающая уюта. И хотя зимой здесь вряд ли будут размещаться посетители с подносами еды, эта зона будет самостоятельным элементом городского пространства.
По мнению основателя ARCHPOINT Валерия Лизунова, в будущем десятилетии люди настолько привыкнут совершать покупки через интернет, что выход из дома они будут стараться превратить в событие. Уже сейчас на рынках и фуд-маркетах кроме покупки еды можно попробовать блюда со всего света, а иногда и посмотреть выступление артиста. В будущем к этому будут добавляться все новые и новые формы досуга. Впечатления только начинают свой путь как главный аттракцион для потребителей.
Напомним, рынок построили в 60-е годы, применив уникальную для того времени технологию: чтобы создать единое торговое пространство, было принято решение возвести цельный свод без промежуточных опор. Для осуществления этого решения архитекторами была подобрана форма аналогичной парусному своду, возведенной при помощи железобетонных сводчатых оболочек. Великолепный покатый купол рынка был виден издалека и привлекал внимание своей массивностью и монументальностью: свод был образцом конструктивизма. После закрытия Черемушкинского рынка в 2006 году на реконструкцию его работа была возобновлена только в 2011 году. Тогда было произведено полное обновление всей конструкции.
Источник: «Архсовет Москвы»
Изображения: Ольга Мелекесцева