Город и война

Город и война

Вторая мировая война - это нечеловеческая жестокость захватчиков, прерванные жизни, изломанные судьбы. И героизм людей, давших отпор нацизму и фашизму. 

Эта война навеки впиталась в память людей, наций, стран. Архитектура многих городов тоже несет память войны. Второй мировой войной многие города и поселения были практически стёрты с лица земли. Они лишились исторических центров и традиционной застройки. В некоторых случаях довоенная планировка города едва угадывалась лишь по линиям руин прежних улиц.

После того, как советские войска водрузили Знамя Победы над Рейхстагом, началась новая история мира. И началась эта история с восстановления городов. Там, где разрушения были особенно сильными, города приходилось полностью восстанавливать. Где-то было принято решение о точном восстановлении и сохранении исторического города, а где-то наоборот - полное их переустройство.

Ленинград

Ленинград, ныне Санкт-Петербург - город-герой, на долю которого выпала блокада - один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. Страшные 872 дня блокады жители города выдержали с мужеством и достоинством. Город потерял сотни тысяч человек и был растерзан: обстрелы и бомбежки разрушили треть жилого фонда (около 5 млн. м жилой площади), 840 зданий промышленных предприятий, две трети (порядка 170) медицинских учреждений, полтысячи школ. От ударов вражеской авиации и артиллерии полностью разрушено 3 174 и повреждено 7 143 здания, было разрушено и повреждено сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры: в Оперный театр (бывший Мариинский), Инженерный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец. Были разрушены замечательные пригороды: Петродворец (Петергоф), Пушкин, Павловск, Стрельна, Урицк и др. 

В жуткие дни блокады, еще в 1941 году, реставраторы начали противостоять последствиям ежедневных бомбежек и разрушений памятников архитектуры и истории. Ни в одном европейском городе, разрушенном войной и бомбардировками, ремонтно-восстановительные работы не проводились так быстро и качественно, как это было в Ленинграде.

С началом блокады ленинградские реставраторы проводили мероприятия по предотвращению разрушений зданий: маскировали купола церквей, шпили исторических зданий, укрывали скульптуры и памятники. В конце 1941 года было начато восстановление 16 памятников. Серьезным разрушениям тогда подверглись Юсуповский дворец на Мойке, Музей этнографии и Шуваловский дворец. При этом восстановительные и реставрационные работы приходилось проводить параллельно с проектированием новых внутригородских линий обороны.

К концу сентября 1942 года из 300 зданий-памятников города около 200 имели повреждения. Наиболее серьезные поражения получили 37 исторических сооружений, в том числе Инженерный замок, Горный институт, Гостиный Двор, Этнографический музей, Смольный монастырь, Адмиралтейство. В здание Сената было зафиксировано пять попаданий бомб и снарядов, столько же - в Юсуповский дворец на Мойке.

В ноябре 1943 года в Ленинграде было открыто Училище по архитектурной отделке зданий, где готовили специалистов в области реставрации декоративной живописи, лепки, дерева, естественного камня, мрамора, художественного металла и мозаики. После освобождения города в феврале 1944 г. начали разрабатываться способы восстановления городского хозяйства города и области - в город начали возвращаться учебные и научно-исследовательские институты. Предстояло заново наладить работу простаивающих предприятий и учреждений, вернуть эвакуированные в другие районы страны.

Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Правительство поставило задачу - скорейшее восстановление Ленинграда, как индустриального и культурного центра страны. Особое место в плане возрождения города занимали работы по реставрации и реконструкции памятников архитектуры и исторического центра города.

Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города (уже в 1944 г. были восстановлены и вступили в строй многие поврежденные в годы войны мастерские и цехи «Электросилы», Металлического и других заводов и фабрик) ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники. Ленинградцы принимали активное участие в восстановительных работах под лозунгом: «Мы отстояли Ленинград - мы сделаем его еще краше и лучше». Только за первых 2 года было отработано 50 миллионов человеко-часов.

Ещё до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного, Театра оперы и балета, Елагина дворца и др. После войны оживление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам, а реставрация дворцов и парков города растянулась на много лет.

В 1944-1945 годах было восстановлено много пострадавших во время войны предприятий, две трети поврежденных жилых домов, сотни школ, больничные корпуса. Проведена реставрация Русского музея, Горного института, Публичной библиотеки. Осуществлена демаскировка города, сняты защитные укрытия с куполов Исаакиевского собора, с Адмиралтейского шпиля, возвращены кони Клодта на Аничков мост.

После войны, 1 июля 1945 года, была создана Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, которую возглавил крупнейший знаток отделочных работ Л. М. Анолик, сумевший собрать лучших мастеров старшего поколения, выпускников специальной школы при Ленинградском инженерно-строительном институте. Проектную мастерскую заведения возглавил К. Д. Халтурин. Именно тогда была разработана первая в мире методика комплексного восстановления памятников архитектуры XVIII–XIX веков, насыщенных богатой и разнообразной отделкой. И именно тогда в Европе впервые заговорили о ленинградской реставрационной школе, а ее специалистов приглашали восстанавливать памятники европейской цивилизации.

В послевоенные годы особое значение приобрела процедура археологических исследований исторических зданий. Исследователи русской архитектуры в конце 1940–1950-х годов выполнили титаническую работу, которая положила начало широкомасштабному изучению истории архитектуры в нашей стране. От полного восстановления памятника отказывались только когда объект или его часть был значительно разрушен и при этом было недостаточно иконографических материалов.

Основные восстановительные работы в Ленинграде были завершены в 1947 году, к 30-летию Октябрьской революции. К этому времени работали все виды городского транспорта, 8 млн кв. метров стекла заменили фанеру в окнах, наладилось освящение города. В 1946-1950 годах частично реконструированы и благоустроены Невский, Каменноостровский, Суворовский проспекты.

Без преувеличения можно сказать, что мир был поражен скоростью и качеством восстановления Ленинграда и его пригородов. Непокоренные Ленинград и его жители снова совершили подвиг - в кратчайшие сроки восстановили город. 

Минск

Минск потерял шокирующие 89% всех довоенных построек в результате войны. На момент взятия города советскими войсками в центральных районах Минска осталось всего 70 неразрушенных зданий. Среди хорошо сохранившихся зданий были строения известного архитектора Иосифа Лангбарда: Оперный театр, Дом офицеров, Дом правительства. Все эти строения были заминированы, но взорвать их оккупанты не успели.

Масштабные разрушения поставили вопрос о целесообразности восстановительных работ. Звучали предложения о строительстве нового города в нескольких километрах от руин старого, разрушенного Минска. Победила точка зрения о возрождении столицы на ее прежнем месте. С этой целью создали новую структуру – трест по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов.

В проводимых трестом мероприятиях активную роль играли местные жители, которые ежемесячно должны были отработать не менее 15 часов на работах по проведению города в порядок, а с октября 1944 года регулярно организовывались субботники и воскресники. Так минчане вносили свой вклад в возрождение столицы.

Решением советского правительства в 1943 году было создано Управление по делам архитектуры при СНК БССР, призванное руководить и контролировать проектирование, восстановление и реконструкцию городов и сел. В составе Управления по делам архитектуры при Совнаркоме БССР сразу после войны был создан Отдел охраны памятников, проводивший активную работу по их охране и текущему ремонту как по республике в целом, так и непосредственно в Минске.

Первый послевоенный генеральный план Минска составлен «Белгоспроектом» в конце 1945 г. (архитекторы - Н. Трахтенберг и М. Андросов, инженеры - К. Иванов, В.Толмачев и Р. Образцова, консультанты - В.Семенов и Н. Поляков). Генплану предшествовало составление в 1944 г. «Эскиза планировки Минска». В нем участвовали архитекторы А.Шусев, А.Мордвинов, Н.Колли, В.Семенов, Б.Рубаненко, И.Лангбард, Н.Трахтенберг. Первый послевоенный генеральный план Минска подразумевал снос большей части старых зданий и полную перестройку города. После корректировки генплан был утвержден в середине 1946 г. Как писал архитектор А.Воинов: «Реализация генерального плана и началась с восстановления сгоревших коробок зданий. Однако отстраивалось не все подряд, а только те здания, которые вообще поддавались восстановлению и не мешали в дальнейшем реконструкции города. Эта задача решена была в первую очередь. Генеральный план предусматривал реконструкцию исторически сложившейся планировки города путем полного превращения ее в радиально-кольцевую систему, расширения основных магистралей, устройства двух взаимно перпендикулярных сквозных городских диаметров». Все, что не соответствовало этому плану, все, что стояло на пути - подлежало сносу. «Это необходимость – и мы идем на нее. Идем во имя будущего», - говорили тогда. Так, в 1950 году был взорван частично разрушенный во время войны костёл св. Фомы Аквинского, ранее признававшийся памятником архитектуры.

Планировка исторического центра была полностью переосмыслена путем полного её превращения в радиально-кольцевую, расширения основных магистралей, устройства двух сквозных взаимно перпендикулярных городских диаметров. По генеральному плану территория Минска расширялась с 7,7 тысячи до 13 тысяч гектаров, на новых территориях размещались промышленные и коммунальные учреждения. Расширение территории города проводилось в основном в юго-восточном направлении - здесь создавался новый район, определявший промышленное лицо города.

Советскую улицу (ныне пр. Независимости) в результате реконструкции предложено было превратить в главный проспект города, с повышенным качеством архитектуры жилых и гражданских зданий, с самым передовым благоустройством, уделив особое внимание зеленому строительству. Центр города предлагалось сформировать единой системой площадей, включающую и площадь Свободы, а также территория кварталов, расположенных в районе улиц Ленина и Советской.

По плану центральную часть города было решено застраивать в 4-5-этажными домами, не более 6 этажей. Одновременно с ними строились деревянные дома и бараки для строителей и жителей города. В первые послевоенные годы население крайне остро нуждалось в жилье, и государство широко поощряло льготами индивидуальных застройщиков. Им предоставлялись долгосрочные кредиты и выделялись строительные материалы. Это привело к значительному росту территорий, занятых индивидуальной застройкой. Подавляющее большинство построек нового города были выполнены в стиле сталинского неоклассицизма. Подобные проекты восстановления были достаточно типичны для СССР.

Победившие врага смогли победить и разруху. Причем в кратчайшие сроки - в 1952-м от городских руин почти ничего не осталось, а в 1958-м гостей встречал преодолевший ужасы войны Минск. 

Калининград

Еще один город, Кёнигсберг, ныне - Калининград, пережил военные разрушения. К концу войны более 90% промышленных, жилых и административных зданий на территории нынешней Калининградской области было уничтожено: 20% промышленных объектов и 41% всех домов Кёнигсберга. Исторический центр города, не имевший ни одного военного объекта, особенно районы Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, был полностью уничтожен. От Кафедрального собора XIV века остались только стены. Королевский замок, старое и новое здания Кёнигсбергского университета, все кирхи старого города были превращены в руины. Дальнейшие разрушения города появились при его штурме в апреле 1945 года.

Кёнигсберг отошел к СССР в 1945-м по решению Потсдамской конференции. Город был переименован в 1946-м. Изначально он должен был стать Балтийском, но как раз в те дни умер Михаил Калинин. Так на карте появился второй Калининград (первый был в Подмосковье, ныне Королёв). А Балтийском стал бывший город Пиллау в Калининградской области, где ныне базируется Балтийский флот.

После войны часть зданий была разобрана для восстановления разрушенных немцами городов в СССР - по горькой иронии кирпичи исторических руин пошли в основном на застройку других советских городов, но не самого Калининграда. Уцелели отдельные здания и малоэтажная застройка на окраинах города. Город был заново отстроен, но в отличие от Минска, восстановление бывшего Кёнигсберга не было системным, а скорее хаотичными и бессвязными. Это происходило по множеству причин, главные из них – заселение уцелевших зданий переселенцами и потеря большей части немецкой городской документации, схем и чертежей.

С 1947 года начались попытки определения концепции восстановления города, начался поиск и перевод немецких градостроительных инструкций, появился главный архитектор города. Многие немецкие здания были восстановлены, сохранены некоторые архитектурные памятники города (биржа, кирхи, комплекс Луизен-парка, новое здание университета и т.д.). Уцелели от сноса обломки Королевского замка.

Однако с 1953 года политика восстановления города резко изменилась - политическое руководство приняло решение снести множество старых немецких построек и их остатков. Например, неоготическая Альтштадтская кирха XIX века по проекту архитектора Шинкеля в войну была разрушена лишь частично, после войны ее стали разбирать дальше, отправляя кирпичи на советскую стройку, а в конце 50-х окончательно снесли при прокладке Ленинского проспекта.

Почти полностью уцелевшая во время войны кирха Лютера начала XX века архитектора Хайтманна, простояв разрушенной 30 лет, была взорвана в середине 70-х годов. Королевский замок простоял до 1967 года, пока его руины так же не взорвали - на его месте в 70-е - 80-е годы был возведен 22-этажный Дом советов в стиле брутализм, где должно было разместиться городское и областное партийное руководство. Строительство здания остановилось на финальном этапе и только осенью 2018-го калининградские власти решили, что выкупят Дом советов у нынешних собственников, достроят его и переселят туда региональных чиновников и ряд федеральных органов.

В середине 1950-х годов был принят план по разуплотнению центральной части города, созданию защитных зон между промышленными предприятиями, жилой и культурно-бытовой застройкой. При восстановлении построек меняли фасады, архитектурные формы, планировку помещений - немецкое архитектурное наследие превращалось в сталинский неоклассицизм. Однако, в отличие от Минска, в Калининграде решено было сохранить прежнюю структуру города.

Варшава

Исторический центр Варшавы, столицы и крупнейшего города Польши, был практически полностью уничтожен - 84% города разрушены в период немецко-фашистской оккупации 1939-1944 годов. Пострадала почти вся историческая застройка: разрушен был Варшавский замок и колонна Сигизмунда, а на основных улицах, составляющих Королевский тракт, не осталось ни одной неповреждённой постройки. Восстановление города казалось непосильным.

Принимая во внимание существенные разрушения, был даже поставлен вопрос о временном, а позднее и о фактическом переносе столицы, но, при изучении исторических, культурных, экономических факторов и с целью сохранения и утверждения собственной идентичности, было принято решение восстанавливать город и столицу. 3 февраля 1945 года была принята резолюция о реконструкции города, а 14 февраля была создана «Администрация восстановления столицы» во главе с Яном Захватовичем и в составе более 1400 специалистов в области архитектуры, истории, урбанистики, социологии, экономики, инженерного проектирования и строительства и т. п. Деятельность Администрации началась с инвентаризации потерь. Значительным был вклад местных жителей: люди своими силами ремонтировали наименее пострадавшие дома, прежде всего в Жолибоже и Мокотуве.

За шесть месяцев, к августу 1945 года, было разобрано свыше 700 тыс. кубометров развалин, был восстановлен первый памятник - Николаю Копернику. К началу 1946 года восстановлены два моста, вновь открылся Театр Польский.

Концепцией плана восстановления стала идея придания городу вида XVII-XVIII веков, так называемого «золотого времени». В качестве основы использовались сохранившиеся части зданий, старые рисунки, планы и описания того времени.

Постепенно, с каждым восстановленным объектом, вместо разрушенного места стал подниматься исторический центр, действительно более существенно похожий на средневековый град по планировке и виду зданий, нежели на предвоенный город. Были восстановлены:

  • Королевский замок, где с XVII века пребывали польские короли, где Сейм принял переломную для польской истории Конституцию 3-го мая (первую в Европе и вторую в мире).
  • Кафедральный собор Святого Яна, где хоронили выдающихся деятелей польской истории и культуры: тут хранятся урны с прахом Игнация Падеревского, первого президента Польши Габриэля Нарутовича, лауреата Нобелевской премии в области литературы Генрика Сенкевича. Здесь покоятся князья Мазовецкие и последний король Польши - Станислав Август Понятовский.
  • Площадь Старого Мяста, которая сразу после войны представляла собой стены двух домов, торчащие из-под развалин.
  • Краковское предместье и Новый Свят,
  • Улицы Медовая, Длинная и Сенаторская вместе с Театральной и Банковской площадями.

План реконструкции Варшавы сильно отличался от прочих подобных в Европе, по которым восстанавливались лишь отдельные исторические постройки - здесь стояла задача восстановления всей исторической застройки города. Там, где восстановление было невозможным, застройка велась в духе старого города. Например, в рамках крупного строительства трассы Восток–Запад (Trasa W-Z) в 1949 году был отстроен микрорайон Мариенштат, постройки которого стилизованы под купеческие каменные дома XVII века.

Отличия между старым и новым городом, конечно, были: в новой Варшаве стало больше пространства и света, в отличие от узких дворов и переулков старого города. В этом плане подход вполне соответствовал послевоенному коммунистическому градостроительству с его широкими улицами и проспектами. Восстановление разных частей города продолжалось практически до 70-х годов, когда был реконструирован Варшавский замок.

Как уникальный пример достоверного восстановления и реконструкции уничтоженного наследия, 2 сентября 1980 года, на 4-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Париже, Старый город Варшавы был внесен (под № 30) в список Всемирного наследия. 

Дрезден

Серия бомбардировок немецкого города, осуществлённых Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13-15 февраля 1945 года во время Второй мировой войны, разрушила Дрезден - город был выжжен дотла. В результате бомбардировок город потерял десятки тысяч жителей. Порядка четверти промышленных предприятий города и более половины городской инфраструктуры и жилых домов было уничтожено или серьёзно повреждено, уничтожались дворцы, памятники и церкви, музеи, библиотеки и университеты.

Послевоенное восстановление Дрездена не имело системного плана реконструкции города. Тем не менее, сохранившиеся обломки исторических построек были найдены и вывезены для хранения за пределами города, а руины прежних зданий оставили нетронутыми - центр города представлял собой по большей части пустое пространство. Новые здания возводились точечно и в большинстве своем они мало соответствовали духу старого города. Выборочно восстанавливались некоторые старые постройки. Так, в 1964 году был восстановлен комплекс Цвингер.

Полномасштабная реконструкция города началась лишь после объединения Германии. Символом восстановления города стала реконструкция церкви Фрауэнкирхе, начавшаяся в 1990 году и закончившаяся только в 2005-м. Деньги на восстановления собирали всенародно. После успеха с церковью власти города стали задумываться о восстановлении исторической застройки путем воссоздания определенного стиля застройки, соответствующего фотографиями и картинам старого города. Для этого даже сносили некоторые постройки времен ГДР, которые мешали восстановлению духа старого города. Почти все дома спроектированы по старым фотографиям и картинам, но они умышленно имеют современный вид. В результате воссозданная застройка создаёт необходимый фон для подлинных исторических памятников, но не вводит в заблуждение относительно своей подлинности. Процесс продолжается до сих пор.

Гамбург

Еще один город, ставший жертвой Второй мировой войны - немецкий город Гамбург. Бомбардировка Гамбурга представляет собой серию «ковровых бомбардировок» города, проведённых Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США с 25 июля по 3 августа 1943 года в рамках операции «Гоморра». В результате авианалётов город потерял порядка 50 тысяч своих жителей, а также была безвозвратно была уничтожена историческая застройка: в ходе операции было уничтожено более 60% и серьезно повреждено 30% жилых домов, разрушено 580 промышленных заводов, 2632 сооружений частного бизнеса (магазины, рестораны, пивоварни и т.п.), 379 офисных здания, 24 больницы, 277 школ и 257 правительственных зданий и штабов нацистской партии. 

Хотя уже в начале 1944 года многие оружейные и нефтеперерабатывающие заводы вновь заработали, деморализующий и разрушительный эффект остался надолго. После Второй мировой войны Гамбург стал частью Британской зоны оккупации, а в 1949 году город стал государством тогдашней Федеративной Республики Германии. В соответствии с «планом Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план Маршалла» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом» - за несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

Однако восстановление затронуло экономику и промышленность, восстановление исторической архитектуры города, как и в Дрездене, не имело системного плана реконструкции города. Новые здания возводились точечно, историческая архитектура восстанавливалась выборочно. Большую часть Гамбурга восстановили только спустя десятилетия, но церковь Святого Николая решили оставить в полуразрушенном состоянии: после войны от некогда одной из самых высоких башен в мире (её высота была 147 метров) сохранилась только главная башня - во время войны при обстрелах сооружение служило ориентиром для бомбардировщиков. Теперь руины церкви Святого Николая служат мемориалом и памятником 50 тысячам жителям Гамбурга, погибшим от авианалётов. В ее подвале создан музей, посвященный «огненному смерчу», в дни годовщины операции «Гоморра» там проходит выставка. А спустя 50 лет, в 1993 году, после установки 51 колокола, с башни впервые за много лет прозвучал колокольный звон, напоминающий об ужасах войны.

Вам также будет интересно