Винзавод

История
В 1805 году барскую усадьбу купил купец Монин, через четыре года - Никифор Прокофьев, в 1810-м открывший на ее территории медо-пивоваренную фабрику. В начале 1821 года усадьба перешла к ревельскому купцу второй гильдии Фридриху Даниельсону, который пристроил к жилому зданию флигель с двухэтажным пивоваренным заводом и солодовней. На другой стороне переулка было поставлено длинное здание складов для солода. В тимпане портика главного дома до сих пор можно увидеть затейливо переплетенный окруженный пышным орнаментом вензель его сына Людвига Фридриховича. Нарядный ампирный декор сосредоточен на садовом фасаде.
В сороковых годах фабрика, новыми владельцами которой стали купцы первой гильдии Вильям Ватсон и Петр Дрейер, была второй по величине в Москве после "Трехгорной": в ней производилось пива на 57 тыс. рублей в год. В 1855-м огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному "откупщицкому царю" Василию Александровичу Кокореву. Он разбогател на винных откупах, занялся банковским делом, был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, основал несколько промышленных компаний и стал одним из самых богатых людей в России. К негодованию властей, Кокорев занялся и активной общественной деятельностью, в которой, впрочем, ему не дали ему развернуться.
Кокорев собирал картины и покровительствовал искусствам: в галерее, открытой им в 1861году, помещались более 500 картин, в том числе кисти Брюллова, Левицкого, Боровиковского, Кипренского. Часть из них после банкротства владельца приобрел П.М. Третьяков. Некоторое время тут находилась фабрика сургуча, смолок и пробок Н. Ф. Мамонтова, которая в 1858 году переехала в собственное помещение за Пресненской заставой, где было налажено производство масляных лаков.
Московская Бавария
В середине XIX века западная часть усадьбы была отрезана линией Московско-Курской железной дороги. Здание солодовни оказалось на углу вновь проложенного переулка и получило неожиданно важное градостроительное значение. Пивоваренный завод занял своими постройками весь север владения. В семидесятых-восьмидесятых годах XIX столетия завод перешел во владение акционерного общества "Московская Бавария" ("Русское товарищество пиво- и медоварения в Москве") братьев Ивана и Кирилла Тарусиных, владельцев всей Плющихи. Завод был оснащен тремя паровыми машинами общей мощностью 45 лошадиных сил, обслуживался 70 рабочими и выпускал пиво высшего сорта "Венское чистое № 1" по цене 1 рубль 60 копеек ведро. Знаменито было и "Черное бархатное"
В 1909 году часть усадьбы приобрели душеприказчики почетного гражданина Х.С. Леденцова, завещавшего свое состояние на образовательные цели, и главный дом был переоборудован для помещения там городского четырехклассного училища. К тому времени старинная усадьба значительно сократила свою площадь: часть ее отрезала линия железной дороги, а часть, выходившая к Яузе, была продана в другие руки. Заведующим домами был И. П. Голоулин, и еще много лет этот дом среди окрестного населения назывался Голоулинским, и даже весь район до набережной Яузы - Голоулинкой.
Напротив, через Хлудовский переулок (сейчас Сыромятнический проезд, 6), находится целый комплекс благотворительных учреждений, связанных с именем Герасима Ивановича Хлудова. Егорьевские крестьяне Хлудовы были ткачами-кустарями, вся семья отличалась умом, предприимчивостью, сметкой и огромным трудолюбием. После кончины основателя дела Ивана Ивановича, сыновьям досталось 200 тысяч рублей, которые они пустили для расширения производства. Вскоре они смогли завести торговлю в Москве, а в 1847 году начали постройку бумагопрядильной фабрики в Егорьевске, которая стала одной из самых больших в Подмосковье.
Вместе с братом Алексеем Герасим Хлудов управлял мануфактурой и стал одним из самых богатых людей в России. В 1865 году Хлудовы учредили контору в Ливерпуле, где закупали сырье и паровые машины, просуществовавшую более сорока лет. В 1874-м они организовали "Товарищество на паях" с капиталом 3 млн. рублей, причем пайщиками были только сами хозяева и их родственники. Рабочий день на фабрике продолжался для взрослых 14 часов, для детей 9. Делом о беззакониях на хлудовской мануфактуре занимался в конце пятидесятых годов М.Е. Салтыков-Щедрин. С другой стороны, кровососы Хлудовы были известны как благотворители и меценаты. Как и Кокорев, Герасим Хлудов собирал картины - в его собрании находилась "Разборчивая невеста" Федотова, работы Перова, Айвазовского, Брюллова.
После ранней смерти единственного сына Павла Хлудов пожертвовал несколько сот тысяч рублей и специально купленный огромный участок земли в Сыромятниках для строительства благотворительного Дома призрения бедных. После смерти Хлудова в 1885-м Купеческое общество на завещанный им капитал стало строить по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга большое здание приюта с домовой церковью. Он был открыт 8 мая 1888 года. В то время там поместили 50 женщин и 30 мужчин, а в 87 бесплатных квартирах 150 вдов с сиротами.
Дочери Хлудова также не остались в стороне от благотворительной застройки Сыромятников: Александра Найденова пожертвовала средства на строительство корпуса бесплатных квартир, Любовь Вострякова на бесплатное народное училище, Прасковья Прохорова на отделение слабых и одержимых недугами, а также на бесплатное женское ремесленное училище и еще один корпус бесплатных квартир (автором некоторых из зданий был знаменитый Лев Кекушев). В советское время Сыромятники - большая промзона и привокзальный, трущобный район.
ВИНЗАВОД - комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в районе Сыромятников (в пяти минутах от ст. метро "Курская"). Общая площадь - 20 000 метров. На территорию можно попасть как с Садового кольца, так и с набережной Яузы.
В помещениях старинного пивоваренного завода "Московская Бавария" располагаются: 3 крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, и Ателье №2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников, концептуальный магазин Cara&Co, школа стилистов ПЕРСОНА, арт-кафе, книжный магазин. Проектом предусмотрена также открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных мероприятий: концертов, фестивалей и презентаций.
Сформированный по принципу арт-кластера, Центр современного искусства ВИНЗАВОД концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду. Во многих мегаполисах мира подобные центры являются неотъемлемой частью современной культурной жизни.
Инфраструктура ВИНЗАВОДа такова, что гости могут совмещать посещение художественных выставок, акций, лекций и мастер-классов, просмотр авторского кино с шоппингом и отдыхом в арт-кафе. За исключением специальных событий, вход на территорию центра свободный для всех желающих.
Наши посетители - это представители мира искусства (художники, галеристы, критики), профессионалы, занятые в сфере рекламы, дизайна, PR, телевидения и др., студенты, туристы и все, кто интересуется современной культурой.
Приоритетными направлениями деятельности Центра современного искусства ВИНЗАВОД являются:
- организация и проведение персональных выставок;
- кураторские проекты;
- образовательная программа (курс ежемесячных лекций,
  посвященных разным областям современной культуры);
- Всероссийский открытый ежегодный проект "Лучшие фотографии России";
- благотворительная программа;
- программа по поддержке молодых художников
  (Площадка молодого искусства СТАРТ).
Выставочные залы и пространства ВИНЗАВОДа, обладающие уникальной атмосферой - идеальное место для проведения не только выставок, но и самых разнообразных культурных мероприятий.
На территории ВИНЗАВОДа регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сферах современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. Тесное взаимодействие участников проекта помогает наладить особую междисциплинарную связь между различными сообществами, поколениями и стилями.
История ВИНЗАВОДа
Из благодатных южных почв виноградная лоза черпает живительные соки земли. Из далекого космоса виноградная гроздь получает энергию солнца. Но только человеческие руки способны превратить этот подарок природы в искрящийся напиток - виноградное вино. Старейший Московский комбинат виноградных и десертных вин, основанный в 1889 году купцами Травниковыми, выпускал собственную продукцию из плодов и ягод и разливал виноградные вина, привезенные из Крыма и с Кавказа. В советское время комбинат расширил ассортимент выпускаемых вин: в течение года производилось до 170 наименований ординарных и марочных вин. Однако славились вина собственного производства: плодово-ягодные, ароматизированные и сухие типа "Херес". В семидесятых-восьмидесятых годах была проведена большая реконструкция, установлено импортное оборудование, на котором до сих пор разливается уникальная продукция: сухие и крепленые марочные и ординарные вина, фирменные винные напитки "Вечерний", "Москва", бренди "Империал", горькие лечебные настойки "Женьшеневая", "Родиола", белый вермут "Экстра", производимый по итальянской технологии. В последнее время здесь освоили выпуск винных напитков - "Felicita" (белое и розовое), "Клюква", "Вишня", "Малина", "Амадетто", по вкусовой гамме близкого "Амаретто".
Воспоминания Галины Дмитриевны Плешковой, бывшего директора Мосвинкомбината звучат персидской лирикой, сладкой амброзией льется вермут "Экстра", дивным нектаром - горькая настойка "Родиола". Где наши шестнадцать лет, вкус первых затяжек, девичьих губ со вкусовой гаммой ликера "Амадетто"? Закрылся, не выдержав напора конкурентов, Московский комбинат виноградных и десертных вин, производивший на радость трудящимся четыре миллиона декалитров плодово-выгодного в год. Задолго до него торгово-промышленное товарищество "Дмитрий Травников и сыновья" разливало полукустарным способом водку и небольшие партии грузинских и крымских вин.
Дом княгини Волконской
Первым владельцем обширной усадьбы, располагавшейся по современным Мрузовскому и 4-му Сыромятническому переулкам, был капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мельгунов, продавший ее родной сестре, княгине Екатерине Волконской. Выдающаяся московская барыня и хозяйка подмосковного Суханова, носила прозвище "тетушка-воин", ибо оказывала решающее влияние на своего племянника, фельдмаршала Петра Волконского, начальника штаба Кутузова. Как ни странно, уцелело множество декоративных украшений здания, да и сам дом внешне не изменился. Уничтоженная век назад терраса ныне восстановлена. Он стоит справа от входа на "Винзавод", мощный и сдержанный центр его выделен красивым портиком, а впереди находится необычный полукруглый выступ.
Сайт http://winzavod.ru
Архитектор
Б.В. Фрейденберг
ПОСЛЕ “РЕ”
S общая, м2
20000