Музей д’Орсэ, Париж



Историю Музея д'Орсэ, расположившегося в величественном здании вокзала периода Belle Epoque любят начинать с цитаты художника Эдуарда Детайля: «Здание вокзала настолько прекрасно, что ассоциируется с музеем изящных искусств». Этот провидческий комплимент он отвесил элегантному зданию в честь его открытия в 1900 году, в 1986 здесь действительно открылся музей, причем один из самых любимых в мире. Но до момента смены назначения здание пережило много драматических десятилетий и даже отказалось на волоске от сноса. 

В 1900 году Париж снова принимал Всемирную выставку. К ней решено было приурочить строительство нового вокзала, который  позволил бы пассажирам, прибывавшим с юго-западных направлений, оказаться в непосредственной близости к основным площадкам выставки. Сооружение нового железнодорожного вокзала с отелем класса люкс на левом берегу Сены поручили архитектору Виктору Лалу, который создал с одной стороны технически очень современный вокзал с огромными застекленными сводами, но при этом внешне обыграл его в духе парижских дворцов: Лувр и Тюильри расположены неподалеку и он не желал, чтобы новаторская архитектура вокзала с ними "спорила". Для этого двенадцать тонн металлических конструкций спрятали за нарядными известняковыми фасадами в стиле Belle Epoque, который отлично вписался в общую стилистику помпезного Левого берега.
Благодаря электрической тяге, на которой работали новые поезда, прибывающие на вокзал,- а следовательно, отсутствию пара и дыма, - архитектор смог полностью закрыть застекленное пространство для приема пассажиров и располагал большей свободой для его декорирования. Виктор Лалу открыто говорил, что мечтал сделать новое здание  "более удобными и пышно украшенными", чем обыкновенно принято на на вокзалах. Внутренняя отделка Орсэ поражала роскошью и не шла ни в какое сравнение с интерьерами других станций Франции.  Кроме того, к услугам пассажиров вокзала Орсе были самые последние технические новинки: пандусы, подъемы для багажа, лифты для пассажиров и др. Строительство было завершено за два года, и к началу международной выставки Париж мог похвалиться новой железнодорожной станцией, не просто располагавшейся в самом сердце города, но и внешне ничуть не уступавшей окружающим ее зданиям.

Несмотря на то, что вокзал создавался по последнему слову техники - железнодорожная промышленность сильно продвинулась вперед буквально за пару десятилетий и вокзал Орсе начал отставать от развития железнодорожного сообщения: его платформы не соответствовали увеличившейся длине составов.
С 1939 года он обслуживает только пригородные поезда.

Во время Второй мировой здесь располагался почтовый центр и пересыльный пункт для военнопленных и депортированных лиц, привокзальный отель выбрал генерал де Голль в 1958, чтобы объявить о своём возвращении в политику, а в 1960х Орсе служил излюбленной декорацией фильмов Орсона Уэллса и Бернардо Бертолуччи
Со временем от здания осталась одна оболочка: внутри устраивали то паркинг, то цирк шапито. В итоге было решено избавиться от пустующего дворца и построить на его месте отель в лучших традициях модернизма: параллелепипед с мерными рядами окон.  Торжествующий модернизм диктовал свои правила - тогдашний лозунг призывал "строить, а не перестраивать". Но по счастливой и своевременной случайности кто-то из Министерства культуры настоял на присвоении зданию вокзала статуса памятника архитектуры, и его удалось сохранить. Так Орсэ получил счастливую отсрочку. 

За период с мая 1968 до первого нефтяного шока архитектурная политика и тенденции меняются. Дебаты, вызванные разрушением парижского рынка Ле-Аль, и неоднозначная реакция на новый вокзал Монпарнас затрудняют работу над любым проектом. Вокзал и отель при нём, закрытые в 1973, остаются в неприкосновенности.

В начале 1970-х годов появляется идея о преобразовании сооружения в музей. Устривается один конкурс, затем что-то опять буксует, проводится второй. По результатам второго конкурса побеждает проект знаменитоо итальянского дизайнераГае Ауленти. Именно она спроектировала две башни, которыми завершается центральная аллея - искусный архитектурный прием, позволивший вписать новый элемент в огромный объем нефа.  Впервые здание промышленной архитектуры преобразуется в огромный музей, довольно существенно для этого перестраиваясь. Декору возвращают былой лоск, подчинив его новым требованиям. Так, например, круглые витражи свода, восстановленные в первоначальном виде, снабжены теперь звукопоглотителями, а также отверстиями для подачи кондиционированного воздуха.

Работы по реконструкции продолжались несколько лет, и 1 декабря 1986 года музей Орсе торжественно открыл президент республики Франсуа Миттеран.
 
Музей расположен на трёх основных уровнях, его экспозиция построена по тематическому принципу и в зависимости от техники, в которой выполнены работы. .  Одна из оригинальных черт музея – собрание произведений всех видов изящных искусств очень короткого, но крайне плодотворного периода 1848-1914. В залах соседствуют живописные полотна, скульптура, архитектура, предметы декоративного искусства, фотография.
 Каждый год музей посещают несколько миллионов человек, которые наслаждаются не только лучшей в мире коллекцией импрессионистов, но и удивительной архитектурой вокзала, который перестроился и изменился с тем, чтобы начать новую жизнь.


Источник иллюстраций: проект Музея д'Орсэ на Google Arts and Culture


Сайт www.musee-orsay.fr
Адрес Франция 75007 Париж Rue de la Légion d'Honneur 1
Статус завершено
ТИП “РЕ” редевелопмент
ПЕРИОД “РЕ” -1986
Инвестор Девелопер Архитектор
город Париж - Гае Ауленти
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - железнодорожный вокал с отелем 1900 года - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - музей изящных искусств - -