Книжный клуб "Депо" в Круговом депо, Москва

В знаменитом круговом депо Николаевской (сейчас – Октябрьской) железной дороги 15 февраля открывается книжный клуб "Депо". И это наверно лучшее, что могло произойти с этим многострадальным памятником промышленной архитектуры.
Несколько лет назад подзабытое депо, которое хорошо видно из окон поездов, отбывающих с Ленинградского и Ярославского вокзалов, оказалось в центре градостроительных разборок и чуть не было стерто с лица земли. А теперь его ждет новая культурная жизнь, что не может не радовать. 

Это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846-1851 годах по проекту знаменитого архитектора Константина Тона (автора Большого Кремлёвского дворца, Оружейной палаты и храма Христа Спасителя), а также зданий и сооружений Николаевской железной дороги, первой серьезной железнодорожной магистрали России, связавшей Санкт-Петербург и Москву.
Депо представляет собой круглое в плане здание, разделённое на 22 сектора (стойла), из которых 2 были проездными. Все стойла перекрывались кирпичными сводами с трубами для отвода паровозного дыма. Во внутреннем дворе здания находился поворотный круг, служивший для разворачивания паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо, над кругом – высокий купол с фонарем. Практично, как и положено промышленной постройке, но красиво и изящно. Особенно в ансамбле с расположенной по соседству водонапорной башней.

Проект депо стал типовым: вдоль линии Санкт-Петербург – Москва было создано 10 подобных построек. Впрочем сравнительно скоро столичные депо оказались устаревшими: с удлинением составов размещать паровозы в подобных ангарах стало довольно сложно. С электрификацией императорские депо и вовсе стали приспосабливать под новые нужды. Так московское депо стало заводом «Макет», который занимался изготовлением стендов для железной компании. Предприятие приватизировали в 1995 году вместе с помещением, здание перешло в частные руки и сдавалось под торговые павильоны, обросло какими-то пристройками, покрылось небрежными слоями краски и выглядело отнюдь не как памятник истории.

О позабытом депо вспомнили в 2007 году с появлением проекта реконструкции Октябрьской железной дороги, который предполагал появление дополнительных путей из Москвы в Крюково. И оказалось, что здание очень мешает новым планам. Структуры РЖД обратились в Москомнаследие с просьбой снять охранный статус и разрешить снос здания. Дальше была долгая драматическая история переговоров и противостояния РЖД и активистов по защите памятника, закончившаяся, скажем так, вничью: здание вопреки всему уцелело, но не полностью– 9 из 22 ячеек-стойл, которые стояли ровно на месте предполагаемых новых путей, все-таки снесли. И здание из круглого приобрело скорее веерную форму.

В 2013 депо начала арендовать Региональная промышленная строительная компания, которая при поддержке РЖД занялась его реставрацией. Реставрационные работы выполняла компания "Эпоха Возрождения", восстановившая исторические своды "стойл", купол центрального круглого зала, кладку. Работы завершились в 2016 году. Сперва в здании планировалось открыть цветочный рынок, но затем решено было отдать здание под книжный клуб, преемника "Олимпийской" книжной ярмарки, которая недавно закрылась.

На первом этаже на месте секций для локомотивов и посреди "Депо" появились торговые павильоны, где будут продаваться книги напрямую от издательств и букинистов, собирающих винтажные издания. Второй этаж отдан под культурное пространство, разделённое на лекторий, где будут проходить презентации книг, зону отдыха с Wi-Fi и кафе для посетителей.
Любопытно, что пассажиры, отправляющиеся с Ленинградского вокзала, смогут попасть в «Депо» прямо с платформы: здесь обещают установить специальные турникеты. Если дело наладится, организаторы планируют облагородить и торговую аллею со стороны вокзалов – ближе к лету там может появиться книжная аллея,.

«Депо» будет работать с 16 февраля ежедневно с 8.00 до 20.00. Официальное открытие состоится 15 февраля в 15:00, и с 15 по 17 февраля пройдёт фестиваль винтажа. В его рамках будет представлена коллекция старых компасов конца 19–начала 20 века, платья и другой винтаж.

Фото: Книжный клуб депо, Wikipedia, ООО «Эпоха Возрождения»
Адрес Россия - Москва Москва, пр. Комсомольской площади 3/30, стр. 1
Статус завершено
ТИП “РЕ” реставрация, пристройка.
ПЕРИОД “РЕ” 2013-2016
Инвестор Девелопер Архитектор
ДКРС ОАО «РЖД» (заказчик) АО «РЖДстрой» (генподрядчик) Константин Тон, постройка 1846-1851,работы по реставрации: ООО «Эпоха Возрождения»
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - Круговое депо Николаевской железной дороги. Выявленный объект культурного наследия -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
0,846 га 8697 - Книжный клуб "Депо" - -
Комментарии