Вокзал Канфранк, Испания

Заброшенный железнодорожный вокзал в испанском городке Карфранк на границе с Францией фантастически фотогеничен: изящное изрядно обветшавшее здание в стилистике позднего модерна, ржавеющие вагоны и величественные Пиренеи, почти отвесно вздымающиеся на заднем плане. Какими только эпитетами его не награждали: «Жемчужина модерна», «Титаник среди гор». В свое время он был вторым по величине вокзалом в Европе после Лейпцига!

Когда-то отсюда каждый день отправлялись поезда, соединявшие Испанию с соседней Францией. Линия Pau–Canfranc была частью железной дороги соединявшей испанскую Сарагосу с французским Бордо. Открытие железнодорожного тоннеля неподалёку от Канфранка было задумано еще в 1912 году, но помешала Первая мировая, работы были завершены только к 1915 году. Тогда же началось и железнодорожное движение на этой линии, названной "Somport" в честь одноименного тоннеля длиной 7875 метров. Всего же на этом участке железной дороги было сооружено 80 мостов, 24 тоннеля и 4 виадука.

Строительство грандиозного вокзала началось в 1923, автором стал испанец Рамирес де Дампьер (Ramírez de Dampierre). Чтобы представить масштабы и размеры здания вокзала: в нем 365 окон, по одному на каждый день календарного года, а также сотни дверей, платформы - более 200 метров в длину.  8 июля 1928 года вокзал был торжественно открыт, на торжествах присутствовали Король Испании Альфонсо XIII и Президент Французской Республики Гастон Думерг.

Дорога, несмотря на масштабы строительства, прибыльной не оказалась, но на вокзале кипела жизнь: у испанских и французских дорог разная ширина колеи, поэтому в Канфранке шла активная перегрузка грузовых поездов, пассажирским меняли колеса.  После Великой Депрессии 1929 года ситуация начала выравниваться, но тут разразилась Гражданская Война в Испании. Вокзал несколько лет стоял законсервированным для международных поездов.

В 1940 году открывается новая, очень короткая, но интересная и невероятно драматическая страница в жизни вокзала и станции. Германия, оккупировав Францию, договорилась с Испанией о возобновлении железнодорожного движения: дорога соединила III Рейх и Франкистскую Испанию. На торжественное открытие на сей раз прибыли Гитлер и Франко. Железная дорога имела в эти годы огромное стратегическое значение: на север через Францию шли вагоны с так необходимым для военной промышленности вольфрамом и целые эшелоны с зерном и продовольствием. Поезда приходят полностью загруженные и со стороны Рейха, их перегружают в обстановке абсолютной секретности. Именно через Канфранк нацисты вывозили золото партии, награбленные ценности, уникальные предметы искусства для отправки в Южную Америку.

Есть еще один не слишком известный, но очень важный эпизод в работе станции и вокзала связан с французом Альбертом Ле Лэе (Albert Le Lay). Во время войны он служил начальником французской таможни на станции и организовал спасение сотен людей, бежавших от нацизма. Об этом удивительном человеке даже есть документальный фильм "Король Канфранк". Именно благодаря этому скромному человеку, о подвиге которого узнали после войны, сумели покинуть III Рейх и остаться в живых Марк Шагал, Жозефина Бейкер и Макс Эрнст.

После войны отношения Франции и Испании нормализовались, железнодорожное движение было возобновлено, хотя  большого потока пассажиров и грузов уже не было. Но линия жила… И только в 1970 году, после катастрофы на виадуке с французской стороны, было принято решение окончательно закрыть движение на этой ветке между двумя странами. Вокзал опустел, лишь редкие региональные поезда и прибывали теперь к некогда величественному перрону. Мост не был восстановлен, и бывшая «жемчужина модерна» начала приходить в упадок. Туристов становилось все меньше, на территории вокзала орудовали вандалы и грабители, а стены были покрыты граффити.

В 1985 году вокзал вновь вызвал интерес, на этот раз в научном сообществе. Испанские физики искали изолированное место, которое было бы подходящим для экспериментов. В Канфранке была создана подземная лаборатория, местом для которой стали старые железнодорожные туннели. Это может показаться невероятной легендой, но это реальный факт. А вот то, что именно на этом вокзале были сняты знаменитые кадры американского фильма "Доктор Живаго" режиссера Дэвида Лина - уже легенда, фильм снимали в местечке Soria-Cañuelo, тоже на железной дороге из Сарагосы…

В течение многих лет, поднимаются вопросы о ремонте вокзала и открытии его снова с современным отелем, но эти планы так и не превратились пока в реальный проект. Несколько лет назад, в январе 2013 года, вокзал Карфранка сменил собственника - испанское правительство продало станцию властям Арагона за 310000 евро, а уже летом муниципальные власти начали организовывать экскурсии с гидом к руинам некогда одного из самых величественных вокзалов мира. Тот факт, что за 4 года с 2013 по 2017 Канфранк посетило 120 тысяч туристов внушил властям Арагона надежду, что вокзал имеет будущее, как новое туристическое направление.  В частности, местный политик Аллен Руссет говорит о планах Арагона перестроить здание в отель и наладить железнодорожное движение в туристических масштабах. Проект развития предположительно начнется в 2018 году и рассчитан до 2022 года. А пока в расписании уже есть два небольших постоянных поезда, курсирующих между Канфранком и Сарагосой.

Автор: Марина Юшкевич

Сайт http://www.canfranc.es
Адрес Spain 22880 Canfranc, Huesca Av de Fernando el Catolico 2
Статус заброшен, недавно выкуплен властями Арагона. Ожидает "ре"
ТИП “РЕ” -
ПЕРИОД “РЕ” 2018 - 2022
Инвестор Девелопер Архитектор
Aragon municipality/ власти Арагона - -
ДО “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - Железнодорожный вокзал на границе Испании и Франции - -
ПОСЛЕ “РЕ”
участок, Га S общая, м2 S полезная, м2 Функционал Классность Количество
- - - предположительно отель и туристический комплекс - -
Дополнительно Ожидаемые вложения в проект: 400 мн. евро.
Комментарии