Пакгаузы на нижегородской Стрелке

В Нижнем Новгороде бурная подготовка к Чемпионату мира 2018 неожиданно открыла для публики и дала возможность сохранить уникальные павильоны XIX века. Однако варианты их приспособления до сих пор обсуждаются. 

На Стрелке у слияния Оки и Волги еще совсем недавно, до начала перестройки всей территории к Чемпионату мира 2018, был скучный рабочий порт, а в нём громоздились два совершенно неприглядных внешне сарая. Так это выглядело снаружи, а внутри них расцветали ажурными соединениями одни из старейших сохранившихся в России павильонных конструкций, слишком красивые, чтобы быть просто опорами склада. Они же — единственные фрагменты, сохранившиеся от 16-й Всероссийской художественной и промышленной выставки 1896 года, в свое время прославившей Нижний Новгород на всю Россию. И более того, они оказались связаны со знаменитой XV Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 года в Москве. 
 
Недавно было установлено, что сохранившиеся внутри пакгаузов несущие металлические каркасы – фрагменты центрального выставочного павильона сразу двух этих выставок, проект которого выполнили инженеры Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский (ело в том, что окончании московской выставки 1882 его разобрали и вторично использовали в 1896). В 1896 года павильон был снова демонтирован, но на сей раз конструкции проданы по частям. Больше ста лет эти фрагменты служили опорами пакгаузов – сначала на пристанях на нижегородской ярмарке, затем – в построенном здесь в советский период порту, закрытой промышленной территории. Закрытость и стала одной из причин почему никто так долго не знал, какое сокровище таится за неприметными кирпичными стенами.

Удивительные ажурные металлоконструкции - уникальный памятник инженерной мысли и культуры России последней трети XIX века. Именно тогда сооружения с металлоконструкциями получили широкое распространение, повсеместно став символом технического прогресса.  Конечно эту красоту не скрывали, напротив – ею гордились (как гордились лондонцы Хрустальным дворцом, а парижане Эйфелевой башней). Поэтому не было никакой кирпичной кладки и глухих стен, во время выставки все павильоны были остеклены, были легкими , ажурными, прозрачными! Но с годами красоту сместила функциональность, и сокровище Стрелки было скрыто под уродливыми щитами и за унылыми стенами. Изысканный кружевной фасад главного входа и огромные витражи исчезли. 

Все изменилось совершенно случайно и ключевую роль сыграли историки и городские активисты.когда началась реновация Стрелки к Чемпионату мира по футболу – 2018, профессиональная общественность открыла историю происхождения и значимость этих конструкций. Благодаря архитекторам, историкам, журналистам, городским активистам и, особенно, нижегородскому краеведу Татьяне Виноградовой, о секрете пакгаузов на Стрелке узнали жители Нижнего Новгорода и других городов. В 2015 в рамках Дней архитектуры критик Марина Игнатушко смогла организовать в порту экскурсию. Фотографии с мероприятия появились в соцсети и вызвали большой интерес, организовалось целое сообщество защитников этих почти забытых конструкций.

Удалось добиться их сохранения на берегу Волги, получить для них статус памятника. Хотя уже вся структура порта и нижегородской ярмарки были уничтожены, чтобы устроить на их месте парковки и проезды для футбольных болельщиков. Судьба ажурного каркаса XIX века все равно до конца неопределенна. В ходе подготовки благоустройства к ЧМ власти решили демонтировать сами пакгаузы, «оболочку» исторических конструкций, оставив их без консервации. В самом конце декабря 2017, буквально под Новый год все кирпичные стены были разобраны, что вызвало большой резонанс у градозащитников: по их мнению  демонтаж является незаконным по той причине, что отсутствуют расчетные показатели того, как конструкции поведут себя без кирпичной оболочки, под открытым небом. 

Хотя очищенные от всего лишнего конструкции раскрылись во всей своей хрупкой красоте и сегодня выглядят особенно изящными и самодостаточными. Общественное объединение "Открытая Стрелка" предлагает оставить их в таком виде, выполнить консервацию и превратить его в арт-объект на время проведения ЧМ-2018.


Фото: Роберто Конте (сделаны до демонтажа стен пакгаузов в декабре 2017 года).


Комментарии