Лофт - жилье будущего?

У Людмилы Улицкой в "Веселых похоронах" (о нью-йоркской жизни русских эмигрантов) есть такие строки: "...Помещение здесь было для приемов отличное, а для нормальной жизни невозможное: лофт, переоборудованный склад с отсеченным торцом, в который была загнана крошечная кухня, сортир с душем и узкая спальня с куском окна. И огромная, в два света, мастерская." Это описание - очень точная характеристика жилых помещений, переделанных из фабричных цехов и складов. Само название происходит от английского "loft" - "чердак, галерея, голубятня". Впервые этот вид жилья появляется в начале прошлого века в Нью-Йорке, потому что земля в центральной части города стремительно дорожает, и владельцы выводят в загородную зону промышленные предприятия, портовые сооружения и склады. А освободившиеся фабричные и складские корпуса занимают под мастерские и студии молодые художники и музыканты, привлеченные низкой арендной платой. Но вскоре представители богемы обнаружили, что в огромных пространствах с окнами во всю стену удобно не только работать, но и жить. Богатая фантазия обитателей жилья, богемные привычки и своеобразное художественное видение мира привели к появлению в этих, не похожих на обычное жилье, корпусах оригинально оформленных интерьеров. Характерным отличием которых стало обилие свободного пространства (большие площади, высокие потолки) и возможность его динамичного преобразования по мере надобности передвижными перегородками и ширмами. Они легко двигались и создавали многовариантные интерьеры. Спустя три десятилетия первые лофты появились и по другую сторону океана: в Англии, затем в Германии, Австрии и Голландии. Под жилье использовались не только производственные помещения, электростанции, склады, но и школы, церкви, сиротские приюты, даже, как, например, в Финляндии, старые здания железнодорожных вокзалов. Однако со временем, в последней трети прошлого века у большинства богемных обитателей лофтов уже не хватает денег, чтобы платить за съем больших по площади пространств. В то же время преимущества огромных квартир в зданиях со своеобразной архитектурой, почти памятниках прошлого, да еще и располагающихся в исторических районах города, оценили представители среднего класса - так лофт стал элитным и дорогим жильем. О роли богемы в создании престижных районов с тех пор не забывают власти крупных мегаполисов. Молодых художников и музыкантов называют даже "санитарным отрядом": богема всегда селится в дешевых районах, делает их модными, там появляются арт-галереи, фэшн-бутики, а потом растут цены на недвижимость и район становится дорогим. Теперь, например, лофт - самое популярное жилье у яппи, да и не только у молодых представителей среднего класса. Этот вид жилья оценили и состоятельные финансисты и модные адвокаты. В крупнейших мегаполисах постоянно объявляются архитектурные конкурсы на утилизацию целых заводских районов и складов для превращения их в конечном итоге в дорогое элитное жилье. Какие же характерные черты имеет настоящий лофт, а не мансарда, зачастую именуемая в России "лофтом". Отличительные признаки такого жилья: историческое здание, изначально задуманное как нежилое, огромные пространства в несколько сотен метров, не разделенные перегородками, и окна во всю стену. Кроме того, особую ценность лофту придают детали, унаследованные из прошлой жизни здания: трубы и вентиляционные короба, не спрятанные в стены, грубый кирпич, ржавые балки перекрытий. И после реконструкции во внутреннем убранстве квартиры должно быть сохранено что-нибудь от промышленного "исторического здания": это могут быть чугунные колонны и лестницы, потолочные балки, кирпичные стены. Кроме того, классический лофт нельзя очень дробить и перегораживать. Свободное пространство его зонируется цветом и фактурой: кирпичные стены чередуются с консолями, оштукатуренными или остекленными поверхностями, а выступающие балки потолка отделяют, например, кухонную зону. Цвет стен зависит от эстетических пристрастий хозяев. Он может быть ослепительно белым, на фоне которого выигрышно смотрится старая кирпичная кладка, а мебель приобретает особую графичность. Но сочные цветные стены тоже возможны, например, в гостиной, объединенной с кухней, часть стен красно-терракотовые, а остальные - белые или оливково-серые. Покрытие пола тоже зонирует пространство. Недавно в Москве вошли в моду металлические пластины в качестве покрытия пола кухонной зоны (антикварные чугунные плиты XIX века тоже очень популярны). В жилых зонах чаще всего используется паркет, поверх которого лежат меховые шкуры, небольшие однотонные ковры. Холлы и лестницы могу быть отделаны полированным камнем или мраморной плиткой. Количество мебели сведено к минимуму, она как будто поглощается большим пространством лофта, растворяется в нем. Диваны-трансформеры, как гигантские гусеницы, изгибающиеся в разных направлениях, кресла, напоминающие лежанки, стеллажи для книг и аппаратуры с жесткими ребрами хромированного каркаса, а все вместе - характерные детали обстановки этого пока еще необычного жилища. Из декоративных аксессуаров очень популярна "уличная графика": живопись в стиле граффити, всевозможные таблички, указатели, дорожные знаки и рекламные постеры - в общем, постоянно окружающие жителя мегаполиса "художественные изделия". Ведь лофт - это тоже порождение мегаполиса, соответствующим должен быть и декор. Но если ваш художественный вкус протестует против такого декора, можно использовать скульптурные работы или живописные полотна, в качестве цветовых пятен на фоне больших пространств монохромных стен. Рамы возможны старинные и современные, а вот картины в последние годы принято не вешать, а приставлять к стене. В Москве, в отличие от других мегаполисов, делать из заводов жилье не торопятся. Во-первых, потому, что планы Правительства Москвы по выводу промышленных предприятий появились относительно недавно. А во-вторых, учитывая, в каком состоянии у нас выводимые заводы и сколько стоит их переоборудовать (обычно здание полностью сносится, сохраняется только исторический фасад), такая недвижимость, по мнению специалистов, будет чрезвычайно дорогой. Итак, лофт, с архитектурной точки зрения, стал одной из первых попыток создания жилого пространства, соответствующего духу постмодернизма - доминирующего течения в искусстве конца ХХ в. Исторический вид здания, дополненный огромными, легко трансформируемыми пространствами и минимальным количеством соседей, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения хозяина. Такая комбинация позволяет дизайнерам и архитекторам называть лофт "жильем ХХI века". В его пространстве, полагают они, легко сформировать собственную "окружающую среду", да еще и в центре мегаполиса.