Лейпциг: уроки немецкого...

Лейпциг – самый большой город земли Саксония в Германии. Численность населения – 493 тыс. жителей. Крупный транспортный узел. Здесь находится международный аэропорт Моккау. Из-за многочисленных ярмарок, проводимых в городе каждый год, Лейпциг получил неофициальное название Messestadt («город ярмарок»). Если в России одним из главных факторов успешного экономического развития городов принято считать их застройку новыми объектами, то в Германии все иначе: здесь ведут активные работы по реконструкции, увеличивают площади зеленых зон и особое внимание обращают на объекты культурного наследия. Таков пример Лейпцига, полумиллионного города Восточной Германии. «Местечко у лип» – так переводится название города, который сегодня поражает обилием строительных лесов, защитных сеток и башенных кранов. Но даже огромное их количество не может скрыть главного достоинства Лейпцигских улиц – они тихие, уютные, зеленые и вмещают в себя столько памятников архитектуры самых разных стилей и эпох, что порой создается ощущение, будто ты не просто гуляешь по городу, а находишься в залах музея. По официальным данным, 15 тыс. городских объектов находится под контролем службы охраны памятников Германии – и все они выполнены в самых разных стилях и в разное время. Классика, модерн, конструктивизм, хай-тек и, конечно, готика старинных костелов и кирх. Существенная часть застройки относится к эпохе грюндерства (конец XIX в.), когда Центральную Европу охватила индустриализация, началось активное внедрение техники в жизнь. Именно тогда и появились первые промышленники. Располагая немалыми финансовыми средствами, они сочли необходимым сохранить для потомков свои идеалы красоты, запечатлев их в камне. Сегодня этот стиль оценивается неоднозначно – есть образцы, достойные самых лестных эпитетов (например, дворец Россбаха), есть постройки, сочетающие элементы классики и немецкого стиля фахверк. Так или иначе, государство провело реконструкцию этих домов, снабдило всеми современными коммуникациями, сделало удобными для жизни современного человека. Редевелопмент промзон – то, о чем так много сегодня говорят в Москве, в Лейпциге уже существует давно. И удачные примеры находятся в шаговой доступности от центра. Огромные корпуса заводов и фабрик, вышедших из обращения, здесь уже превратились в элитные жилые кварталы. Подобная участь ожидает и московский «Красный Октябрь». Сходство в том, что оба объекта редевелопмента имеют отношение к крупной городской водной артерии, так как расположены на ее берегу, в самом центре города. А разница в том, что наш проект все еще в процессе реализации, а в Лейпциге он уже демонстрирует, что «конфетку» можно сделать даже из бывшего завода. В Лейпциге этот ЖК находится по соседству с двумя не менее примечательными комплексами – шикарным домом престарелых, построенным в современном стиле, и кварталами таунхаусов, выкрашенными в яркий терракотовый цвет, вроде бы куда более скромными, зато необыкновенно задорными по внешнему виду. Можно часами наблюдать, как в воскресный день жители всех этих непохожих сооружений пьют чай на балконах или смотрят в гигантские окна бывших конвейерных цехов, любуясь водной гладью. Там в венецианских гондолах или на лодках катается достопочтенная публика – туристы и местные жители. Если рай существует, то это одна из его возможных иллюстраций. Всего же по программе «Собственник» под жилье в Лейпциге переоборудовано четыре старых завода. Еще один урок, который преподносит город, – умение облагородить на¬следие социализма: панельные дома, выросшие в основном в 70-е гг. про¬шлого века в самых разных его районах. Сначала в них охотно заселялись местные жители – все удобства были прямо в квартире в отличие от зданий в центре с куда более интересными фасадами, но обделенных благами цивилизации. Сегодня «панель» Лейпцига не очень популярна. Но как лихо с ней обходятся местные власти! Дома высотой в 16 этажей просто сносят: такая плотность проживания считается не вполне удобной. Нет парковок, перестраивать эти объекты сложно. Да и нет у Лейпцига такой потребности – расти ввысь. Власти считают, что подобный путь развития не для них, а вот пятиэтажные панельные дома обустраивают, причем по-разному: делают новую облицовку, верхним этажам придают вид мансард, украшают и делают непохожими с помощью различных колористических решений. Ценятся дома с балконами, если те не выходят на северную сторону. Кстати, здания с удачно спроектированными лоджиями, которые выполняют функции мини-террас, оказываются вполне востребованными и сегодня, а вид на зеленый двор может подарить массу приятных минут обитателю скромного жилья даже в панельном многоквартирнике. Следует отметить, что за последние 17 лет в городе создано дополнительно порядка 30 Га парков. Лейпциг всегда совмещал в себе черты города с богатыми научными и культурными традициями (есть консерватория, старейший университет, крупнейшая библиотека, масса учебных заведений, много известных всему миру музеев) и знаменитого торгового и ярмарочного центра. Ежегодно здесь устраивают более 25 международных ярмарок и отраслевых выставок. Восхищает городская планировка – пешеходные зоны словно перерезают торговые галереи с аркадами и атриумами. Порой вызывает удивление, каким образом такая небольшая центральная часть вмещает столько коридоров торговой недвижимости со всеми кафе, фонтанами и ресторанами. Сочетание стилей также не оставляет никого равнодушным: если в России все еще спорят, стоит ли разбав¬лять архитектурную классику смелыми современными экспериментами, то в Лейпциге этот вопрос давно решен. Немецкая тяжеловесность строений начала прошлого века хорошо уживается со стеклянно-металлическими коридорами современных построек – легких, обтекаемых, экстравагантных. Подобная ситуация и за пределами центра города. Есть районы в классическом стиле – романтические кварталы желто-красных фахверковых домов с башенками, а есть аскетичные, выстроенные как бы по окружностям, круглые дома-улицы, являющиеся образцами модного в начале XX в. конструктивизма. Ярко-желтые, канареечного цвета, то ли официально, то ли неофициально они названы Кольцом Нибелунгов и являются данью немецкой мифологии. Транспортная ситуация – еще один повод восхититься городом. Пробок в Лейпциге нет, хотя машин достаточ¬но много. Проблема решена двумя способами. Во-первых, организованы многоуровневые подземные парковки, что избавило улицы от шеренг автомобилей. Во-вторых, создана плотная сеть трамвайных путей. Трамвай в Лейпциге бесшумен, вездесущ, комфортен и ездит точно по расписанию. Полупустые вагоны и мягкие кресла позволяют по¬лучать абсолютное удовольствие в течение всей поездки. Завидев вагоны на городской остановке, можно сверять часы. Если бегущая строка на электронном табло сообщает, что прибытие ожидается в 17:22, то именно в это время с точностью до минуты это и произойдет. Чем еще знаменит город, если гово¬рить о мировом архитектурном процессе в целом? В первую очередь заводом BMW, спроектированным звездой мировой величины Захой Хадид, единственной женщиной-архитектором, обладательницей Притцкеровской премии. На завод благодаря его необыкновенному внешнему виду и дизайну помещений водят экскурсантов, а сама экономика города во многом формируется за счет современных автомобильных предприятий – заводов BMW и Porsche, на котором выпускают внедорожники Cayenne. О том, что город восстанавливает культурные традиции прошлого, свидетельствует и недавнее событие, состоявшееся в одном из престижных районов, – открытие еврейского культурного центра. Местом действия стал дом Ариовича, мецената, оборудовавшего в нем в 20-х гг. прибежище для стариков-евреев. Судьба этого здания драматична и поучительна. Она еще раз доказывает истину, что все возвращается на круги своя, причем для этого достаточно порой всего лишь нескольких десятилетий. А история такова. С приходом к власти нацистов обитатели дома престарелых (ортодоксальные евреи) были отправлены в концлагерь, а помещение заняло городское гестапо, где и находилось до прихода американских войск. После разгрома фашистов там разместилась американская комендатура. После войны и разделения Германии на зоны оккупации американскую комендатуру сменила советская. Попытки вернуть себе это здание со стороны еврейской общины не увенчались успехом. Претензии на эту недвижимость выдвинули наследники мецената, проживающие сейчас в США, а кроме того, прозвучали возражения со стороны нынешних жителей этого фешенебельного квартала. «Зачем нам такое соседство? Это может спровоцировать теракты», – рассуждали добропорядочные горожане. Только в ходе судебных процессов проблема была решена. На все это, а также на ремонт необычного по внешнему виду дома ушло восемь лет. В майские дни 2009г. состоялось открытие куль-турного центра. В нем приняли участие чиновники из правительства Германии, бургомистр Саксонии, представители еврейской общины, а также потомки Ариовича. Результаты реализации программы «Собственник», инициированной руководством Лейпцига: • 33 семьи приобрели жилье по программе (в семьях растут около 500 детей); • общая сумма инвестиций составила 600 млн. евро; • построено и отремонтировано 40 тыс. кв. м жилья; • отреставрировано 156 квартир эпохи грюндерства; • четыре памятника архитектуры – здания бывших фабрик – переоборудовано под жилье; • построено 155 домов на свободных участках в черте города; • проведено около 2 тыс. первичных консультаций по вопросам приобретения жилья. Коэффициент эффективности составил 1:65, что означает: каждый израсходованный на консультации евро принес 65 евро инвестиций; • объем выполненных работ составил около 9 млн. евро в год; • проект гарантирует в среднем 200 рабочих мест в сфере строительства и реконструкции. В проекте принимают участие 39 архитектурных бюро; • 1900 человек регулярно получают новостную рассылку; • количество заинтересованных лиц увеличивается каждый год на 300 человек. По материалам издания "Недвижимость и цены"