Каким будет пространство вокруг Политеха

Каким будет пространство вокруг Политеха

В начале сентября в Москве открылся пешеходный маршрут вдоль Политехнического музея на Новой площади. Прогулочная зона протянулась от Центрального детского магазина до парка «Зарядье», включив в себя бывшие музейные подвалы, которые теперь стали открыты для горожан. 

Авторы проекта — московское архитектурное бюро Wowhaus — рассказали «РБК-Недвижимости», какой задумывалась территория вокруг Политеха и какой стала в результате. 

Проект благоустройства Новой площади возник восемь лет назад, когда Москва объявила международный конкурс на концепцию реконструкции исторического здания Политехнического музея. Тогда победил японский архитектор Джунья Ишигами с концепцией музея-парка. Она предполагала создание гибкого и открытого пространства со множеством функций — развлекательных, образовательных, спортивных.  Джунья Ишигами предложил опустить уровень земли вокруг всего музея и открыть бывший подвал здания для горожан, расположив здесь фойе, кассы, пространство для временных выставок, кафе и свободный проход между станциями метро «Лубянка» и «Китай-город».  Чтобы связать новый Музейный парк с Лубянской площадью, предлагалось сформировать пологий склон, засеянный разнотравьем, полностью срыв Соловецкий сквер. 

С российской стороны проект адаптировало архитектурное бюро Wowhaus. «Для нас стало очевидным, что город не готов уничтожить целый сквер и перекладывать находящийся под ним подземный коллектор с огромным количеством сетей. Поэтому начало склона переместилось гораздо ближе к музею и склон стал более крутым», — рассказывает руководитель проектной группы Wowhaus Михаил Козлов. 

Кроме приема террасирования, у архитекторов не было другого способа «спуститься» к площади перед главным входом в музей. Так, по воспоминаниям Козлова, появилась идея амфитеатра, лектория под открытым небом. А после этого архитекторы придумали озелененные террасы, опоясывающие здание. 

Архитекторы обсуждали свои решения с автором идеи. «Джунья Ишигами несколько раз приезжал к нам в офис, мы регулярно общались с ним по скайпу, объясняли, почему были приняты такие решения. Так что он был в курсе того, как меняется его проект. Джунья Ишигами был здесь, когда отливали стены, и советовал использовать побольше вьющихся растений. Мы согласились с его советом и надеемся, что через пару лет увидим роскошные зеленые террасы», — вспоминает Михаил Козлов. 

Все предложенные архитекторами решения адаптированы под российский климат, прежде всего речь идет о выборе деревьев и растений. 

«Нас часто спрашивают, как появились проемы в фасаде, если подвал был закопан? — говорит Михаил Козлов. — Раньше, когда не было электричества и здания топили углем, в подземный уровень Политеха вели приямки (через круглые окна, которые сейчас можно увидеть на фасаде, в здание как раз подавали уголь). Когда мы откопали цокольный этаж, опустили окна, которые были в этих стенах, ниже, до уровня брусчатки. У нас получилась прогулочная анфиладная галерея. Между прочим, самая длинная анфиладная галерея в Москве». 

В Wowhaus избегают сравнений своего Музейного парка с «Ямой» на Хохловской площади и подчеркивают: судьба любого городского объекта зависит от существующего окружения. «Обязательно ли ландшафтной террасе становиться местом для кутежа и выпивания? Совершенно необязательно, — рассуждает Михаил Козлов. — С «Ямой» почему так получилось? Потому что она находится в центре формирующегося барного квартала! В нашем же случае — есть ли смысл подниматься от Китай-города вверх к освещенному и охраняемому амфитеатру Политеха, когда есть более подходящий для камерных посиделок амфитеатр в Ильинском сквере? Вряд ли. К тому же у города и у Политеха есть планы на культурную программу этой площадки»

Фото: Даниил Анненков для Wowhaus


Вам также будет интересно