Из России с ре-: Краснодар

Из России с ре-: Краснодар

Redeveloper.ru продолжает рассказывать про РЕ в городах России. Сегодня в поисках крутых примеров преображения зданий отправимся в теплый Краснодар.

Краеведческий музей им. Фелицына в доме братьев Богарсуковых

Роскошный двухэтажный особняк из красного кирпича - историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына - был построен для своей семьи богатейшими купцами Екатеринодара братьями Богарсуковыми, принадлежавшими к старинному роду константинопольских армян, переселившихся на Кавказ: Никитой, Карпом и Христофором.

Строительство двухэтажного особняка началось на улице Гимназической в 1900 году. Одно из самых красивейших зданий Екатеринодара было возведено всего за один год. Особняк стал ярким произведением эклектической архитектуры. Своим роскошным видом он затмил соседний отель «Централь» и находящийся рядом «Гранд-отель»

Внутреннее убранство особняка было под стать фасаду. Потолки дома украшала лепнина, повторяющая элементы наружного декора – цветы, фрукты, листья. Растительно-цветочный орнамент также присутствовал в кованых перилах лестницы из белого мрамора, ведущей на второй этаж. Коридоры дома Богарсуковых были вымощены метлахской половой плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, считавшейся в те годы лучшим отделочным материалом на юге Российской Империи.

В 1906 году братья-купцы пригласили художников расписать помещения в своем фамильном доме. Гостиная и залы особняка были украшены альфрейной росписью, которая имитирует различные виды декоративной отделки помещений. Настенная и потолочная живопись была полна сказочных картин, фантастических пейзажей и аллегорических портретов в итальянской манере. Сюжеты росписей варьировались от зала к залу: в «мавританской» курительной комнате, в которой собирались мужчины для неспешной беседы за кальяном, были изображены сцены из восточной жизни, иллюстрирующие рассказы главы семьи Никиты Павловича о времени, проведенном им в Османской империи, а в других залах преобладали модные в те времена античные сюжеты.

Со временем дом братьев Богарсуковых стал одним из «культурных центров» кубанской столицы: здесь проводились городские благотворительные концерты, рождественские ёлки, давал спектакли домашний театр - в богато убранном парадном зале находилась сцена, на которой разыгрывались любительские спектакли. Также в доме проходили заседания Кубанского попечительского комитета о тюрьмах, директором которого являлся Христофор Богарсуков. А еще семья Богарсуковых активно поддерживала благотворительные организации, появившиеся в начале ХХ века (Армянское дамское благотворительное общество, Эллинское и Черкесское благотворительные общества и др.).

В годы первой мировой войны особняк был отчужден. С августа 1918 г. здесь располагался штаб Добровольческой Армии генерала А.И. Деникина. После установления Советской власти в здании находилась санитарная часть 9-й армии. В 1920–1930-х гг. – располагался сперва дом пионеров, потом – НКВД.

В течение нескольких следующих десятилетий особняк часто менял хозяев до тех пор, пока в начале 1960-х годов его не передали Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику имени Е.Д. Фелицына, который по сей день находится в этом здании.

Гостиница «Центральная»

Еще один краснодарский пример второй жизни и еще одно преобразившееся здание, которое имеет отношение к братьям Богарсуковым - гостиница «Центральная». На первом этаже при Богарсуковых размещались торговые заведения: купцы сдавали площади в аренду магазинам Зингера и К°, Новикова, купцов Гуренкова и Болденкова. А на втором этаже размещалось 24 гостиничных номера.

В 1901 году в помещении музыкального магазина произошел пожар, в результате которого рухнули два потолка и крыша. Дом быстро был восстановлен, однако косметический ремонт не удовлетворил самолюбие Богарсуковых, что совпало с тем, что в начале XX века в Екатеринодаре стали появляться новые великолепные здания. Тогда братья обратились к известному архитектору Александру Козлову, который прибыл из Петербурга. Они попросили его сделать полную перестройку здания гостиницы.

В 1917 году здание было реквизировано под нужды областного продовольствия с выплатой арендной платы хозяевам, а с приходом Советской власти и вовсе национализирован.

В 1925 году здание снова охватил пожар. В отделе, торговавшем охотничьими товарами, взорвался порох. Тогда с фасада в некоторых местах отвалилась облицовочная плитка. Пострадавшие участки отделали тем, что нашлось, и сверху покрасили зеленой краской. С 1937 года здесь располагался Краснодарский крайком.

В 1943-м, во время отступления оккупантов из города, здание чуть было не уничтожили. Немцы заминировали его, но взорвать, к счастью, не успели.

Позднее здесь был популярный гастроном - советские школьники бегали сюда после уроков тратить обеденные 20 копеек на кофе с молоком и пирожное «корзиночка».

В 2000-е здание на несколько лет было полностью арендовано Сбербанком под центральный городской офис банка. Совсем недавно он съехал из офиса, а кольцо истории здания сомкнулось – новые владельцы отреставрировали особняк и снова открыли в нем гостиницу, назвав ее, как и в XIX столетии Богарсуковы, «Центральная», сохранив не только вид, но и дух помещения.

Завод ЗИП

Краснодарский завод измерительных приборов, специализировавшийся на разработке и производстве контрольно-измерительных приборов, основан в 1939 году.

К 1989 году на Краснодарском заводе измерительных приборов был пик числа работающих людей – 14 тысяч человек. Сборочные цеха были просто огромные. Когда наступило новое время, большие объемы продукции стали не нужны, завод начал стремительно сокращаться. Производство уменьшалось, что стало причиной решения руководства ЗИПа о сдаче части пустующих помещений в аренду. Освободившиеся площади в 26 тысяч кв. м руководство завода начало сдавать как коммерческие помещения. Так начало 2000-х стало началом второй жизни завода - на эти площади стали уже массово приходить арендаторы из арт-среды. Лофт сразу же привлёк художников. Группировка ЗИП, кстати, названа в честь завода, где у них была первая мастерская. Сейчас на заводе работает не менее известная мастерская — краснодарских художников из арт-группы Recycle, которые представляли Россию на 57 Венецианской биеннале в 2017 году. В здании также обосновались фотостудии, рестораны, клубы, магазины, фитнес-центры и небольшие производства.

Завод получил второе рождение не только в виде площадки для творческих, научных и образовательных индустрий, но и как площадка по развитию и продвижению разных направлений промышленности.

«Краснодарский ЗИП полностью сформировался как комплексный проект, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства. Заявки на свободные помещения поступают ежедневно», — говорит генеральный директор ОАО «Краснодарский ЗИП» Дмитрий Барышников.

Культурный центр «Типография»

В 2012 году началось преображение здания бывшей типографии «Советская Кубань»: предприниматель Николай Мороз попал на выставку художественной группировки ЗИП, подружился с художниками и, на фоне роста интереса  к современному искусству, решил создать культурный центр. Подходящее здание в центре города нашли у «Советской Кубани», арендовали их бывшую типографию и приступили к строительным работам.

В «Типографии» предоставляют комфортную и оборудованную площадку, подходящую для проведения культурно-образовательных мероприятий, организовывают лекции и семинары, круглые столы и дискуссионные клубы. В качестве коворкинг-центра привлекают активных людей, мыслящих и работающих в парадигме отрытого общества.

Работа центра направлена на развитие локальных творческих сообществ и их взаимодействие. На базе «Типографии» проходят архитектурные лектории для студентов и профессионалов города, фестивали короткометражного кино, музыкальные концерты, дискуссионные клубы и лекции по современному искусству.

В «Типографии» работает самопровозглашённый институт современного искусства, основанный группировкой ЗИП. «Сегодня в Краснодаре хорошо организованы независимые культурные площадки. Прогрессивная молодёжь (та, которая будет влиять на развитие страны в будущем) интересуется новым. Их мало интересуют заезженные любителями поучить "как надо" события и мероприятия. Им нужны такие площадки. Без новых, свободных, культурных площадок территория обречена превратиться в болото и оказаться на обочине истории», — добавляет Николай Мороз.

«Главное здесь — картины ведущих краснодарских художников, работающих в жанре современного искусства. Они создают атмосферу свободы, творчески раскрепощают и делают общение более непринужденным», - сообщается на сайте Центра.

Вам также будет интересно